(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30
Узнать о системе больше

Постановление ФАС УО от 03.07.2012 № Ф09-5462/12

Дело № А60-50871/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.07.2012.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Василенко С. Н., Татариновой И. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга (ИНН: 6662127391, ОГРН: 1026605404121; далее – управление, фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2012 по делу № А60-50871/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Квант» (ИНН: 6672289095, ОГРН: 1096672001546; далее – общество) о взыскании финансовых санкций в размере 1 540 руб. 00 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда от 16.02.2012 (судья Савина Л. Ф.) в удовлетворении заявления управления отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 (судьи Савельева Н. М., Голубцов В. Г., Гулякова Г. Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о недоказанности управлением факта представления обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества проведена камеральная проверка соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании, в ходе которой установлено, что в сведениях за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, обнаружены ошибки, о чем составлен акт проверки от 05.05.2011 № 89745.

По результатам рассмотрения материалов проверки управлением вынесено решение от 06.06.2011 № 140 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 1 540 руб.

Обществу направлено требование от 12.07.2011 № 119 с предложением о добровольной уплате суммы штрафа в срок до 03.08.2011.

В связи с тем, что требование обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды инстанции исходили из недоказанности управлением факта представления обществом в фонд недостоверных сведений.

Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Данная норма действует с 1 января 2011, в связи с вступлением в силу изменений в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 339-ФЗ).

Применяя данное правило, страхователи представляют сведения за 2010 г. в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15.02.2011.

В соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Пунктом 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Из материалов дела следует, что обществу управлением вменено представление недостоверных сведений за 2010 год в системе обязательного пенсионного страхования. Основанием для признания представленных обществом сведений недостоверными послужило расхождение данных в сумме страховых взносов за 2010 г., указанных в ведомости уплаты по форме АДВ-6-2 и формах РСВ-1, в файле и базе данных пенсионного фонда.

Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно указали, что в вынесенных по результатам камеральной проверки в акте от 05.05.2011 № 89745, в решении от 06.06.2011 № 140 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ: не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений. Из представленных в дело доказательств невозможно сделать вывод о том, в чем заключается недостоверность сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения.

Суды правомерно указали, что вывод о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении пенсионным фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ-11, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в файле учреждения и базе пенсионного фонда, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной учреждением информации. Проверка же представленных обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Учитывая, что фондом такая проверка не проводилась, суды сделали правильный вывод о недоказанности пенсионным фондом наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Следовательно, у управления отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности.

Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждено, что управлением не доказан размер платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных по лицам, в отношении которых представлены недостоверные сведения, исходя из которых мог быть определен размер штрафа.

При определении размера штрафа управление исчислило 10 процентов, исходя из суммы причитающихся платежей 15 400 рубля в отношении всех застрахованных лиц.

Между тем, в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 № 79, следует, что сумму штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в силу ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Апелляционным судом правильно указано, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном п. п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.

Правильные сведения обществом были представлены 05.05.2011 года, что подтверждается протоколом приема сведений от 05.05.2011 № 32/49798.

Таким образом, абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственность за вышеуказанное нарушение, а также за представления скорректированных данных о застрахованных лицах.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований.

Изложенные в кассационной жалобе доводы управления о несоответствии выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции на основании ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2012 по делу № А60-50871/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга – без удовлетворения.



Председательствующий
Ященок Т. П.

Судьи
Василенко С. Н.
Татаринова И. А.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
7 дней демо доступа бесплатно