Курс ЦБ на 19 июня 2025 года
EUR: 90.3093 USD: 78.7174 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 20%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

В связи с указанным письмом, зарегистрированным в Минфине России 25.01.2023, по вопросу о необходимости исполнения российской организацией обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость на основании положений абзаца четвертого пункта 3 раздела II «Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее соответственно – Протокол, Договор, ЕАЭС), при приобретении указанной организацией у хозяйствующего субъекта Республики Казахстан товара, который ввозится на территорию Российской Федерации с территории государства, не являющегося государством – членом ЕАЭС, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно абзацу четвертому пункта 3 Протокола в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства – члена ЕАЭС налогоплательщику другого государства – члена ЕАЭС, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами территории ЕАЭС и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС, местом реализации товара признается территория государства – члена ЕАЭС, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Отметим, что положения данного абзаца четвертого пункта 3 Протокола применяются в целях определения места реализации товара продавцом, а не покупателем товара.

Кроме того, статьей 72 Договора определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств – членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.

Разделом I «Общие положения» Протокола предусмотрено, что под импортом товаров понимается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС.

Таким образом, в целях налога на добавленную стоимость ввоз из государства, не являющегося государством – членом ЕАЭС, в Российскую Федерацию товаров, приобретенных российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, не признается импортом товаров на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС и, соответственно, в отношении такого ввоза положения Договора и Протокола не применяются.

При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз товаров в Российскую Федерацию признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим при ввозе из государства, не являющегося государством – членом ЕАЭС, в Российскую Федерацию товаров, приобретенных российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, налог на добавленную стоимость подлежит уплате таможенным органам Российской Федерации.

В связи с этим российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенной политики
В. А. Прокаев

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно