Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно
«О применении ККТ при поступлении денежных средств за коммунальные услуги; о распространении законодательства о платежных агентах на поставщика, если он не заключал договор по приему платежей физлиц»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение МУП и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем, считаем возможным отметить, что Федеральным законом № 54-ФЗ определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

При этом законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники возлагает обязанность по применению контрольно-кассовой техники на организацию или индивидуального предпринимателя, непосредственно осуществляющих расчет, в том числе зачисление денежных средств на расчетный счет, с покупателем (клиентом) за товары (работы, услуги).

Таким образом, в ситуации, изложенной в первом вопросе обращения, в случае осуществления физическими лицами расчетов путем зачисления денежных средств за коммунальные услуги на счет, принадлежащий ООО, указанная организация выступает в качестве агента и, соответственно, у нее возникает обязанность по применению контрольно-кассовой техники.

Федеральным законом № 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок (пункт 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Учитывая изложенное, в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) должны быть отражены конкретные позиции, позволяющие покупателю (клиенту) однозначно определить, какие именно товары (работы, услуги) являются предметом расчета.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Таким образом, в случае осуществления физическими лицами расчетов путем зачисления денежных средств за коммунальные услуги на счет, принадлежащий непосредственно кредитной организации, контрольно-кассовая техника может не применяться.

По второму вопросу обращения следует учитывать, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ.) поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона № 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Таким образом, в случае, если поставщик при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги не заключал договор с платежным агентом по приему платежей (наличных денежных средств) физических лиц, то на организацию (поставщика) не распространяются требования Федерального закона № 103-ФЗ.

По третьему вопросу обращения следует учитывать, что контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Таким образом, в случае поступления денежных средств (задолженности физических лиц) за коммунальные услуги с расчетного счета непосредственно организаций применение контрольно-кассовой техники в описанной ситуации не требуется.

Вместе с тем, при поступлении денежных средств (задолженности) за коммунальные услуги непосредственно со счета физического лица у вашей организации возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимися от положений настоящего письма.




Государственный советник
Российской Федерации
3-го класса
А. В. Бударин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно