«Установлены особенности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности»
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ПБУ) определяют объем, содержание и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций.
Приказом Минфина России от 27 ноября 2020 г. № 287н в ряд ПБУ внесены изменения, которые предоставляют составителю бухгалтерской отчетности возможность раскрывать информацию в ограниченном объеме в определенной ситуации (ранее – такая возможность была установлена ПБУ 8/2010 для раскрытия информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах). Изменения направлены на снижение рисков отчитывающейся организации, возникающих, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухгалтерской отчетности приводит и (или) может привести к последствиям, нежелательным для организации и (или) иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.
Исходя из Приказа Минфина России от 27 ноября 2020 г. № 287н, под раскрытием информации в бухгалтерской отчетности в ограниченном объеме понимается:
информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме:
Содержание информации |
Федеральный стандарт, которым установлены обязанность раскрывать информацию и объем раскрываемой информации |
О доходах организации |
ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н |
О связанных сторонах |
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденное Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н |
О договорах строительного подряда |
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное Приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н |
По сегментам |
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденное Приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н |
ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, – когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Например, раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера иностранным государством и (или) государственным объединением, и (или) союзом, и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, в отношении отчитывающейся организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон;
круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, – все организации, составляющие бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на которые распространяется действие указанных ПБУ;
часть бухгалтерской отчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, – пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
допустимый характер ограничения – ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ. При этом под раскрытием информации в ограниченном объеме понимается такое раскрытие, при котором информация приводится в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера и (или) урон деловой репутации организации и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон. Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним. Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.
Случаи допустимого ограничения объема раскрываемой информации
Объем раскрываемой информации, предусмотренный ПБУ |
Допустимое ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного ПБУ |
Доходы организации |
|
В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: |
Не указываются сведения об организациях, на которые приходится основная часть выручки, полученной по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. |
Информация о связанных сторонах |
|
Если в отчетном периоде организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, проводила операции со связанными сторонами, то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация: |
Не раскрываются сведения по каждой связанной стороне в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008. |
Договоры строительного подряда |
|
В бухгалтерской отчетности организации раскрывается следующая информация по каждому договору, не завершенному на отчетную дату: |
Не раскрываются сведения по каждому договору строительного подряда в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008. |
Информация по сегментам |
|
Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации: |
Не раскрываются сведения по каждому покупателю (заказчику) в объеме, предусмотренном ПБУ 12/2010. |
степень ограничения раскрываемой информации – определяется отчитывающейся организацией самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности этой организацией и (или) ее контрагентами, и (или) связанными сторонами. При этом имеется в виду, что в Приказе Минфина России от 27 ноября 2020 г. № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении информации из отчетности в полном объеме;
орган, принимающий решение о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, – руководство отчитывающейся организации;
орган, принимающий решение о том, какая информация раскрывается в ограниченном объеме, и о степени такого ограничения – руководство отчитывающейся организации.
Обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме, в том числе наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации, допустимость принятой отчитывающейся организацией степени ограничения раскрываемой информации, рассматривается и подтверждается независимым аудитором в ходе аудита бухгалтерской отчетности. В публичных акционерных обществах данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
Приказ вступает в силу с 27 февраля 2021 г. и подлежит применению, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 г.
Разрешено заочное утверждение годовой бухгалтерской отчетности в 2021 году
Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлен порядок утверждения годовой бухгалтерской отчетности соответственно акционерного общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 17-ФЗ на период до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено действие положений названных Федеральных законов, устанавливающих запрет на проведение общих собраний в форме заочного голосования.
В связи с этим в 2021 г. годовая бухгалтерская отчетность АО и ООО может быть утверждена решением общего собрания акционеров или общего собрания участников ООО в форме заочного голосования без проведения собрания (совместного присутствия акционеров или участников для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование). Для процедуры заочного голосования по поводу утверждения годовой бухгалтерской отчетности совет директоров АО или исполнительный орган ООО должны предварительно принять решение о форме проведения общего собрания. При этом общее собрание акционеров должно быть проведено не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, а общее собрание участников ООО – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 17-ФЗ вступает в силу 7 марта 2021 г.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности
и аудиторской деятельности
Минфина России