Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

«О направлении рекомендаций»

Минпросвещения России направляет рекомендации по организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы; созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различной направленности и организации внеурочной деятельности во втором полугодии 2020 – 2021 учебного года; реализации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений во втором полугодии 2020 – 2021 учебного года.




Т. В. Васильева

Приложение

Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы

В субъектах Российской Федерации предпринимаются меры по профилактике и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

Учитывая различную динамику санитарно-эпидемиологической ситуации в субъектах Российской Федерации и общеобразовательных организациях в целях обеспечения оптимальных условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ во втором полугодии 2020/21 учебного года в дополнение к ранее направлявшимся в течение 2020 года в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (совместное письмо Минпросвещения России и Роспотребнадзора об организации работы общеобразовательных организаций в 2020/2021 учебном году от 12 августа 2020 г. № ГД-1192/03 и др.), Минпросвещения России рекомендует.

1. Общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования детей:

1.1. Обеспечить реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ во втором полугодии 2020/21 учебного в полном объеме в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции.

Учитывая различные формы реализации образовательного процесса, возможность использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, рекомендуется пересмотреть учебный календарный график с целью оптимизации чередования учебного процесса и каникулярного времени с учетом введенных ограничений в первой половине 2020/21 учебного года. При этом следует учитывать примерные основные образовательные программы (далее – ПООП) всех уровней общего образования и производственный календарь на 2021 год.

Вместе с тем, учитывая, что разработка и утверждение образовательной программы относятся к компетенции общеобразовательной организации, обращаем внимание, что все изменения в календарный учебный график, являющийся частью образовательной программы, также должны быть утверждены.

1.2. На основе анализа результатов всероссийских проверочных работ (далее – ВПР), проведенных в сентябре – октябре 2020 года, с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора, разработанных по их итогам, организовать деятельность по компенсации дефицитов знаний обучающихся, образовавшихся в связи с сокращением аудиторных форм организации образовательного процесса в первой половине 2020/21 учебного года. Данная деятельность должна выстраиваться с учетом необходимости достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. При этом должны быть созданы условия, не допускающие превышения недельной образовательной нагрузки.

1.3. Обеспечить направленность деятельности общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей на поддержание высокого качества образования в особых условиях реализации образовательного процесса посредством:

организации уроков и дополнительных занятий по повторению и закреплению пройденного материала;

организации смешанного обучения (очного с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) при реализации программ по предметам только при сохранении ограничительных мероприятий;

использования в образовательном процессе элементов Цифровой образовательной среды (электронный дневник, электронный журнал, информационные порталы и другие информационные ресурсы).

1.4. Обеспечить проведение промежуточной аттестации обучающихся по общеобразовательным программам в соответствии с порядком ее проведения, утвержденным локальным актом общеобразовательной организации, по итогам ее освоения в 2020/21 учебном году по каждому учебному предмету обязательной части учебного плана с учетом скорректированного календарного учебного графика.

1.5. Обеспечить качественную подготовку выпускников 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации, в том числе с использованием федеральных информационных ресурсов и федеральных телевизионных каналов, а также посредством специально организованных индивидуальных и групповых консультаций, дополнительных занятий, включая использование дистанционных образовательных технологий.

1.6. Предусмотреть обеспечение условий для педагогов по организации образовательного процесса в очной форме посредством:

выделения защищенного пространства для работы учителя в классе;

сопровождения образовательного процесса волонтерами из числа студентов педагогических университетов в случае удаленной работы учителя (65+ или имеющего показания к самоизоляции) с классом (помощник – посредник учителя в классе).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:

2.1. Организовать взаимодействие общеобразовательных организаций, методических служб, организаций дополнительного образования, педагогических университетов и других заинтересованных организаций в целях поддержания высокого качества образования в особых условиях реализации образовательного процесса.

2.2. Обеспечить проведение итогового сочинения (изложения) с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции.

2.3. Обеспечить проведение итогового собеседования в сроки, установленные Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52953), определив формат проведения, исходя из эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

2.4. Обеспечить проведение регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников в очной форме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции, используя опыт проведения единого государственного экзамена в 2020 году, в тесном контакте с территориальными органами Роспотребнадзора.

2.5. Обеспечить проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в соответствии с особенностями проведения и расписанием, утвержденными совместными Приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора с учетом требований Роспотребнадзора, используя опыт проведения единого государственного экзамена в 2020 году.

2.6. Организовать работу по обеспечению психологического сопровождения обучающихся, а также педагогических работников и специалистов системы образования с целью сохранения физического и психического здоровья в условиях реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. Организациям дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации (институтам повышения квалификации работников образования, институтам развития образования):

3.1. Обеспечить адресное методическое сопровождение реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых школами с низкими образовательными результатами (по результатам ВПР).

3.2. Обеспечить методическое сопровождение деятельности педагогов по подготовке выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, в том числе посредством использования ресурсов информационных сервисов и регионального телевидения.

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, организациям дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации, общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования детей:

4.1. Активизировать проведение информационно-разъяснительной работы со всеми участниками образовательных отношений (персонал, родители (законные представители), обучающиеся:

о мерах сохранения здоровья, о мерах профилактики и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции;

о возможных формах обучения, возможности реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;

об имеющихся информационных ресурсах в поддержку образовательного процесса.

Приложение 2

Рекомендации по созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различных направленностей и организации внеурочной деятельности во втором полугодии 2020 – 2021 учебного года

Дополнительное образование детей – наиболее гибкая и отзывчивая к запросам детей, общества и государства сфера образования. Именно система дополнительного образования способна повысить мотивацию детей к учебе в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации.

При организации образовательного процесса по реализации дополнительных общеобразовательных программ необходимо руководствоваться в том числе Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.

Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ по направленностям (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная) с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий определяются спецификой предметного содержания (художественное творчество, спорт, социальное творчество, основы научных знаний и т.п.), технологическими особенностями его освоения с учетом соотношения теоретической и практической составляющей (игровые, интерактивные, проектные технологии или репродуктивные методы работы), возрастными (дошкольники, младшие школьники, подростки) и психофизиологическими (дети с ограниченными возможностями здоровья) особенностями обучающихся.

Общие рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях активного внедрения электронного и дистанционного обучения:

По содержанию:

создание банка лекционного материала, подкрепленного методическими заданиями (вопросы и задания, упражнения, необходимые пояснения);

усиление акцента на самостоятельной творческой работе;

реализация сложных для понимания обучающимися тем в режиме видеотрансляции или обязательное подкрепление их с учетом модели взаимодействия педагога и обучающихся схемами, диаграммами, рисунками, компьютерными презентациями и другим наглядным материалом.

По организации:

организация регулярной обратной связи с обучающимися;

включение в учебный процесс планировщика задач (календари, доски задач);

использование возможности внешней интеграции (например, Trello и др.).

По форме проведения занятий:

разнообразие форм проведения занятий (прямые видеотрансляции, использование игровых видеоплатформ, сервиса «совместная интерактивная онлайн-доска» для совместной работы с обучающимися в реальном времени); использование нескольких каналов коммуникации.

В рамках реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать электронные образовательные ресурсы, адаптированные к ограничениям их здоровья и восприятия информации (аудиофайл для лиц с нарушением зрения, видеофайл с титрами или сурдопереводом для лиц с нарушением слуха, тексты с иллюстрациями для учащихся с нарушениями в интеллектуальном иди эмоциональном развитии).

Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ по направленностям

Техническая направленность

С точки зрения реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности через исследовательскую и проектную деятельность педагогу рекомендуется использовать:

инструменты структурного представления образовательного материала, например, Microsoft O№e№ote;

инструменты совместной организации проектной деятельности, например, Trello;

инструменты совместной работы над документами, например Google Docs или образовательную версию MS Office 365;

инструменты совместного структурирования и анализа результатов исследований и поиска информации, например, Miro;

коммуникационные системы, с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач, например, бесплатную образовательную версию Microsoft Teams.

Для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в рамках которых изучается конструирование и программирование, необходимы как онлайн инструменты, так и гибридные инструменты с возможностью локализации данных и синхронизации с облаком. Для занятий по конструированию механических компонентов могут быть полезны такие платформы САПР как Tinkercad (для младших детей), Autodesk Fusion 360 или Siemens Solid Edge (для более старших возрастных групп). Для полигонального 3D моделирования можно использовать бесплатную платформу Blender. Эту платформу можно также использовать для рендера 3D сцен, анимаций и монтажа видео. Для изучения основ программирования существует большое количество бесплатных онлайн-платформ и бесплатного программного обеспечения как для персонального компьютера, так и для смартфонов.

Основные риски реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в дистанционном формате связаны с:

отсутствием доступа к инфраструктуре у детей и педагогов;

низкой квалификацией, включая низкую цифровую грамотность большей части педагогов;

физиологическими особенностями процесса обучения детей (например, при личном общении значительно эффективней работают зеркальные нейроны, отвечающие за эмпатию и обучение через наблюдение);

низкой эффективностью существующего подхода к дистанционному обучению для формирования большей части гибких компетенций;

негативным отношением родительского сообщества и сложившихся стереотипах о низкой эффективности дистанционного обучения.

Основные действия для повышения эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в дистанционном формате:

обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды для детей и их родителей;

повышение квалификации педагогов и/или обеспечение конкуренции в профессии;

разработка новых методик, позволяющих реализовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в командах с минимизацией традиционного лекционного формата занятий (в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по Робототехнике все лекции можно записать в качестве видео, составить практический курс на Stepik и базу знаний по программе в O№e№ote, на видеовстречах обсуждать основные вопросы по теоретическому материалу, распределять задачи для решения образовательных кейсов и реализовывать знания на практикумах с помощью различных симуляторов или дистанционного подключения к полигонам, находящимся на территории Организации);

вовлечение родителей в образовательный процесс, т.к. в дистанционном формате нет ограничений доступа к освоению дополнительных общеобразовательных программ по сравнению с обычными занятиями в аудиториях.

Естественнонаучная направленность

С точки зрения реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности через исследовательскую и проектную деятельность педагогу рекомендуется использовать:

сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени:

видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач);

чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в мессенджерах);

виртуальные учебные классы (к примеру, Google Classroom).

сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести:

электронную почту;

форумы;

систему дистанционного обучения (СДО);

медиатеку федерального ресурсного центра по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности (https://sdo.ecobiocentre.ru/library/media/);

цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения (https://edu.asi.ru/).

Для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в рамках которых изучается жизнедеятельность тех или иных организмов, необходим доступ к полнотекстовым версиям ряда научно-практических руководств, получить которые можно через Национальную электронную библиотеку, научную электронную библиотеку elibrary.ru.

Основные действия для повышения эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности в дистанционном формате:

обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды для детей и их родителей;

повышение квалификации педагогов и/или обеспечение конкуренции в профессии;

разработка и постоянное пополнение электронной базы с аудио и видеоконтентом, подготовленным на натурных объектах (голоса птиц, следы зверей, фотографии животных, гнезд птиц, экспериментальные зарисовки и пр.)

вовлечение родителей в образовательный процесс, привлечение их знаний, жизненного опыта.

Принципиально важно предоставить детям возможность обсуждения полученных результатов в режиме онлайн, как с педагогом, так и с другими участниками объединений, для этого пригодятся рекомендованные выше цифровые коммуникативные платформы.

Естественнонаучное образование отличает высокое значение в образовательном процессе такого педагогического принципа, как наглядность. Высока роль непосредственного контакта обучающегося с природными объектами.

В этом контексте серьезным недостатком дистанционной формы обучения является невозможность проведения практических и лабораторных работ, экскурсий. Компенсировать данный недостаток в определенной степени позволяет доступность широкого набора медиаматериалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом резко возрастает значение грамотно собранного учебно-методического комплекса, при подготовке которого педагогу следует обратить внимание на поиск видеозаписей и лабораторных работ, опубликованных на различных веб-сервисах.

Инструментарием могут стать:

видеоролики о живой природе, записи голосов птиц;

виртуальные экскурсии;

виртуальные лабораторные работы.

Большое подспорье при организации виртуальных лабораторных работ – электронные атласы по цитологии и гистологии, базы данных с микрофотографиями.

В условиях реализации дистанционного формата обучения по естественнонаучной направленности резко возрастает значение обратной связи между педагогом и обучающимися. Практические, поисковые, проектные и исследовательские задания должны стать основой для образовательного процесса, привлечь обучающихся к естественным наукам.

Физкультурно-спортивная направленность

При проведении занятий в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий рекомендуется:

использовать возможности электронного ресурса «Российская электронная школа»;

усилить лекционный компонент (например, истории спорта, онлайн-встречи с известными спортсменами);

максимально организовывать проведение занятий на открытом воздухе по совокупности показателей метеоусловий (Таблица 1).

Таблица 1

Возраст обучающихся

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе

без ветра

при скорости ветра до 5 м/сек

при скорости ветра 6 – 10 м/сек

при скорости ветра более 10 м/сек

до 12 лет

-9 °C

-6 °C

-3 °C

Занятия не проводятся

12 – 13 лет

-12 °C

-8 °C

-5 °C

14 – 15 лет

-15 °C

-12 °C

-8 °C

16 – 17 лет

-16 °C

-15 °C

-10 °C

в рамках внеурочной деятельности (школьные спортивные клубы) организовать проектную деятельность в очно-заочной форме.

В части организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (внутришкольных, муниципальных, региональных) их рекомендуется проводить в очно-заочном формате.

С целью приобщения обучающихся к общекультурным и национальным ценностям российского общества в образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности рекомендуется использовать даты, имеющие отношение к сфере физической культуры и спорта (например):

7 января – Всемирный день снега (зимних видов спорта);

9 февраля – День рождения волейбола;

первые выходные после 7 февраля – День зимних видов спорта в России;

6 апреля – Международный мир спорта на благо мира и развития;

7 апреля – Всемирный день здоровья.

Художественная направленность

Специфика дополнительного образования художественной направленности требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим основной сложностью реализации образовательной программы художественной направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных возможностей дистанционного обучения. Также возникают сложности технического сопровождения реализации данной программы.

При переходе к дистанционной форме обучения рекомендуется:

адаптировать образовательные программы, акцентируя их на самостоятельную творческую работу детей, определить новые временные рамки освоения новых компетенций;

разработать презентационную форму подачи материала, используя фото и видео мастер-классов;

определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможности получения помощи и обратной связи;

определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;

определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;

использовать видео– и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты, выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные дистанционные консультации;

при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;

расширять представление детей о народном творчестве, традициях и культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных занятий.

Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных программ:

программы для создания анимации – Cartoon Animator 4, Anime Studio Pro (Moho), Adobe Animate, Toon Boom Harmony, Blender, Cinema 4D;

программы для рисования – Infinite Painter, ArtRage, Autodesk Sketchbook, Ibis Paint X, MediBang Paint, Procreate, Affinity Designer, Adobe Fresco;

программы для дизайна интерьера – Дизайн Интерьера 3D, PRO100, Planner 5D, Floorplan 3D, Planoplan;

программы звукозаписи – Audacity, Free Audio Recorder, Аудио Мастер, Free Audio Editor;

программы для сведения музыки и голоса – Audacity, Virtual DJ, Traktor Pro, Cubase, Ableton Live, Reason, Reaper;

программы для танца – Just Dance now, Dance Hip-Hopspan, Coco Party, Gangnam Dance School, Finger Dance Evolution;

программы для вокала – Erol Singer's Studio, Sing Sharp, SwiftScales, Vox Tools;

программы для основ журналистики и писателей – Scrivener, Letterspace, Writing Challenge;

программы для модельеров и дизайнеров – ZWTextile, Grafis;

программы для рукоделия – Craftybase, InKSCAPE, RedCafe, PatternsCAD;

программы для фотографов – Camera51, Pixelmator, Enlight.

Туристско-краеведческая направленность

Установление ограничительных мер на территории Российской Федерации, связанных с распространением коронавирусной инфекции, вызвало определенные затруднения в организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися, в том числе реализации дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности.

Это связано с тем, что туристско-краеведческая направленность предусматривает организацию деятельности с детьми в условиях природной среды, работу с объектами культурного и природного наследия. Важную роль при этом играет организация коллективной работы детей, что в условиях ограничительных мер крайне затруднительно.

Вместе с тем принимаемые меры по организации образовательного процесса в условиях ограничений позволили минимизировать выше указанные риски, а, в отдельных случаях, способствовали развитию новых форм организации деятельности с обучающимися, использование которых целесообразно и при условии снятия ограничений.

Данный факт также связан со спецификой туристско-краеведческой деятельности, которая потенциально ориентирована на реализацию не в замкнутом пространстве образовательной организации, а на всей территории Российской Федерации. Например, планируемый район туристского похода может располагаться за тысячи километров от места жительства детей.

Соответственно, использование дистанционных технологий позволяет более качественно организовать процесс подготовки мероприятия, изучение природных, географических, исторических особенностей района похода, что способствует и повышению уровня детской безопасности. Использование дистанционных технологий в туристско-краеведческой деятельности позволяет более эффективно организовать коммуникации между обучающимися из различных субъектов Российской Федерации.

Формирование навыков работы в информационном пространстве крайне важно и для организации краеведческой исследовательской деятельности с обучающимися, организации совместных исследований детскими объединениями из нескольких субъектов Российской Федерации, например при изучении биографий известных земляков, исторических событий.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности рекомендуется:

разработать обучающие материалы по различным тематическим направлениям туристско-краеведческой деятельности (работа с навигационными программами, картографическим материалом и т.д.);

применять геоинформационные технологии организации контроля местонахождения организованных групп детей в период проведения мероприятий в условиях природной среды;

проводить массовые мероприятия по распределенной системе (мероприятие проводится с отдельными малыми группами детей, коммуникация между которыми осуществляется с использованием дистанционных технологий);

развивать детские медиасообщества (в период Всероссийского слета юных туристов был сформирован и эффективно функционировал детский туристский пресс-центр);

включать обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность в онлайн-формате с привлечением федеральных экспертов;

увеличить сроки проведения мероприятий, реализуемых в очном режиме, за счет дистанционной части (обучающие вебинары для участников команд, курсы «Public Relations и рекламная деятельность в туризме» для представителей детского туристского пресс-центра, разработка и защита отчетов о проведенных походах, конкурсы, челленжди и др.)

Социально-гуманитарная направленность

Специфика дополнительного образования социально-гуманитарной направленности требует постоянной активности обучающихся, направленной на решение различных социально значимых задач.

В связи с этим основной специфической сложностью реализации образовательной программы социально-гуманитарной направленности является создание условий для реальной имитационной активности обучающихся, направленной на решение социально значимых задач.

Также возникают сложности технического сопровождения реализации данной программы.

При переходе к дистанционной форме обучения необходимо:

адаптировать образовательные программы, акцентируя их на решение социально значимых задач, определить новые временные рамки освоения новых компетенций;

разработать новые проблемные формы взаимодействия педагогов и обучающихся с целью обеспечения включенности детей в решение реальных социальных проблем;

определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможностей получения помощи и обратной связи;

определить вместе с обучающимися временные рамки занятий, возможности запроса новой информации для освоения тех или иных социальных компетенций и социальных способностей;

определить возможности использования видеоматериалов, отражающих ознакомление с правовыми знаниями, основами предпринимательской деятельности.

определить возможности включения старшеклассников в реальную волонтерскую деятельность на основе o№-li№e консультаций, по возможности с участием педагогов с учетом безопасного поведения детей и взрослых;

использовать возможности проектной деятельности, включая обучающихся в разработку проектов улучшения социальной жизни, направленных на решение актуальных социальных проблем;

использовать видео и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты, выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные дистанционные консультации.

Для реализации перечисленных задач возможно воспользоваться:

открытыми инструментами для аудио/видео связи на платформах: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;

ведением профессионального прямого многокамерного эфира, записи и передачи видео с использованием ПО VMix и технологии nDI;

режимом дистанционного обучения с использованием ресурсов ZOOM, Google meeting, Discord, Skype, Hangouts;

интерактивными досками canva Lino (для организации работы с использованием электронных стикеров и мозговых штурмов);

организацией online-обучения на платформе Moodle, создание задач по программированию с использованием плагина CodeRunner;

профессиональным видеомонтажом с использованием профессионального ПО DaVinci Resolve;

цифровыми ресурсами Google trello для организации работы команды проекта и совместного проектирования бизнес-моделей в соответствии с алгоритмами создания стартап-проектов.

На официальном сайте Минпросвещения России по адресу https://edu.gov.ru/distance размещены рекомендации по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий, а также список образовательных Интернет-ресурсов, предоставленных партнерами для свободного доступа на период пандемии.

По вопросам реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения по направленностям рекомендуется обращаться в подведомственные Минпросвещения России организации, осуществляющие организационно-методическое обеспечение дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей (далее – подведомственные организации):

ФГБОУ дополнительного образования «Федеральный детский эколого-биологический центр» – естественнонаучная, техническая (https://ecobiocentre.ru/news/);

ФГБОУ культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» – социально-гуманитарная, художественная (http://vcht.center/);

ФГБОУ дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» – туристско-краеведческая (https://fcdtk.ru/);

ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» – физкультурно-спортивная (http://фцомофв.рф/).

Приложение 3

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений во втором полугодии 2020 – 2021 учебного года

1. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях особого графика организации образовательного процесса во втором полугодии 2020 – 2021 учебного года.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется на основании учебного графика организации учебного процесса с целью профилактики распространения новой коронавирусной инфекции и предусматривает преобладание неконтактных форм и технологий психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса:

– организация консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности смешанного обучения;

– оказание экстренной и кризисной психологической помощи с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, слухи, агрессивные проявления);

– организация рабочих мест педагогов-психологов, подбор инструментария для работы в дистанционной форме, в том числе групповых и индивидуальных), соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы (чаты, мессенджеры, электронная переписка);

– использование специально организованных онлайн-ресурсов для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы под руководством главного внештатного педагога-психолога в системе образования субъекта Российской Федерации.

2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.

Деятельность должна быть направлена на сохранение психологического здоровья обучающихся и поддержание высокого качества образования в особых условиях реализации учебного процесса:

– организация психологического просвещения и психопрофилактики посредством создания видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек;

– проведение уроков психологии в рамках внеурочной деятельности с учетом учебной нагрузки обучающихся, в том числе специальных тренингов по подготовке к ВПР и ГИА;

– психологические консультации средствами Общероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122.

3. Организация психолого-педагогической поддержки педагогов.

Данная деятельность направлена на активизацию психологических ресурсов личности педагогов для обеспечения возможности преодолевать трудные жизненные ситуации психологическое, а также на просвещение педагогов по вопросам возрастной и социальной психологии;

– организация психологической профилактики для педагогов, относящихся к группам риска заболевания COVID-19 и находящихся в условиях изоляции посредством проведения прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, создания электронных библиотек, коллекций видеофильмов;

– проведение с педагогическим коллективом тренингов с учетом актуального психоэмоционального состояния участников и опоры на позитивный опыт;

– оказание психологической поддержки педагогов в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

4. Организация психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей).

Для обеспечения поддержки семейного воспитания и содействию формирования ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей с учетом организации учебного процесса на основе следующих форм психологического сопровождения:

– психологическое консультирование родителей (законных представителей) и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни, развитие навыков совладающего поведения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

– проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, профилактического характера, в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся к участию в дистанционных занятиях;

– проведение дистанционных детско-родительских тренингов, направленных на формирование навыков эффективного общения и ответственного отношения к здоровью.

5. Организация получения рекомендаций о создании специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

– целесообразно предусмотреть возможность организации проведения дистанционного (онлайн) обследования в психолого-медико-педагогических комиссиях ПМПК и обеспечение проведения коррекционно-развивающих занятий с участием педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно