В связи с письмом по вопросу определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении приобретаемых за российскую валюту у иностранного лица услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
На основании пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.
Поскольку согласно пункту 5 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, налог на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, приобретаемым у иностранного лица за иностранную валюту, исчисляется в рублях. При этом на основании пункта 3 статьи 153 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении таких услуг пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов.
Принимая во внимание, что особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг, стоимость которых выражена в иностранной валюте и оплата за которые производится в рублях, Кодексом не предусмотрены, при приобретении у иностранного лица услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оплата за которые осуществляется в рублях, налоговой базой по налогу на добавленную стоимость является сумма денежных средств, перечисляемых иностранному лицу.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель
директора Департамента
Н. А. Кузьмина