Курс ЦБ на 23 января 2022 года
EUR: 86.9054 USD: 76.6903 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 8.5%
(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30
Узнать о системе больше

Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 274н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 18 мая 2018 г., регистрационный номер 51123), (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки») направляет для руководства Методические указания по применению положений СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».



А. М. Лавров

Приложение
к Письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 31 августа 2018 года № 02-06-07/62480

Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки») разработан в целях обеспечения единства системы требований:

к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее – бухгалтерский учет);

к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» устанавливает единые:

требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики;

правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) последствий изменения учетной политики;

б) оценочных значений;

в) исправлений ошибок.

3. Положения СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» применяются:

одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»1 (далее – СГС «Концептуальные основы») при ведении бухгалтерского учета, раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений2 (далее – нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

--------------------------------

1 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517).

2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. № 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. № 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. № 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. № 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. № 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 22 апреля 201 1 г., регистрационный номер 20558).

При этом положения о требованиях к порядку формирования учетной политики (документам учетной политики) в настоящее время содержатся в совокупности нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности:

СГС «Концептуальные основы» (пункты 22, 31, 34, 80);

федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства» (пункты 8, 9, 10, 27, 28, 36, 40);

федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 № 277н (пункты 8, 10);

федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2018 № 34н (пункт 7);

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 № 124н (пункт 7);

Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н) (пункты 6, 10, 11, 14, 19, 21, 21.1, 35, 45, 66, 67, 103, 104, 126, 135, 143, 145, 199, 204, 217, 236, 257, 282, 299, 300, 301, 302, 302.1, 313, 318, 337, 349, 370, 371, 373).

II. Учетная политика

4. Учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил), ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Например, определение субъектом учета в рамках учетной политики порядка признания обязательства по уплате налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (налога на имущество организаций, земельного налога, иных налогов), в том числе установление первичного учетного документа, на основании которого осуществляется начисление указанных налогов (налоговый расчет по авансовым платежам по налогам (справка-расчет), налоговая декларация или иные документы, подтверждающие суммы принятых обязательств), признание расходов учреждения в целях формирования финансового результата).

Принимая во внимание, что обязательства по уплате налогов возникают с момента их начисления (расчета) (определения размера налога по итогам завершения налогового периода (месяца, квартала, года), либо определение размера авансового платежа по налогу), то в случае, если:

– признание обязательства по налоговым платежам осуществляется на основании налогового расчета по авансовым платежам по налогам, расчетам, произведенным до формирования декларации (Справки-расчета), признаваемого первичным учетным документом по начисленным налоговым платежам, то обязательство принимается к учету в финансовом году, в котором сформирована Справка-расчет, с отражением на соответствующих счетах раздела «Санкционирование» принятия указанного обязательства за счет плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств):

очередного финансового года – в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;

текущего финансового года – в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году;

– первичным учетным документом по признанию расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам является налоговая декларация, формируемая в финансовом году, следующим за отчетным годом (следующим за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), то признание таких обязательств (денежных обязательств) осуществляется:

а) в финансовом году, следующим за отчетным (году формирования налоговой декларации с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств), за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательства);

б) в отчетном финансовом году, в случае признания факта начисления налоговых платежей существенным событием после отчетной даты, с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательства) либо очередного финансового года.

Например, для бюджетных (автономных) учреждений, являющихся плательщиками налога на прибыль организаций, начисление налоговых платежей, влияющих на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций (на финансовый результат отчетного периода (года), является существенным событием после отчетной даты, так как влияет на достоверность определения финансового результата за отчетный период).

Учетная политика субъекта учета формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, приказы, распоряжения, постановления, порядок, и т. д.), а также способ их издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта, находится в компетенции субъекта учета (из условий сложившейся практики делопроизводства).

При этом допустимо формирование учетной политики как посредством принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов, либо включением в отдельные правовые акты (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов).

Обращаем внимание, что обязательный состав положений документов учетной политики, в случае принятия соответствующих решений, содержат нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, которые предусматривают в целях организации и ведения бухгалтерского учета обязательное утверждение в рамках формирования учетной политики ряда положений (документов учетной политики).

Например, пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», Инструкцией № 157н и СГС «Концептуальные основы» установлено, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, обязательно утверждаются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным СГС «Концептуальные основы»;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

е) правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией);

ж) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

з) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

и) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, то субъекту учета необходимо выбрать такой метод и установить его в рамках своей учетной политики.

Например, СГС «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств (метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения);

СГС «Основные средства» – три метода начисления амортизации на объекты основных средств (линейный метод, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции).

В этом случае документы учетной политики, принятые субъектом учета, в обязательном порядке должны содержать положения, определяющие один из указанных методов для отдельных видов объектов бухгалтерского учета.

Например, метод начисления амортизации выбирается субъектом учета из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. При этом СГС «Основные средства» предусмотрено, что для разных типов активов субъект учета может применять разные методы начисления амортизации, предусмотренные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

Например, для зданий – линейного метода, а для объектов основных средств, срок полезного использования которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – пропорционально объему продукции (в частности, пропорционально количеству листов, которые предполагается напечатать на оборудовании за год).

В то же время документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Например: Документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и СГС «Концептуальные основы» положения:

«при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления»;

«на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей»;

«основные средства стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

5. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и утверждается руководителем субъекта учета.

В случае если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением) с учетом положений СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Например, публичное раскрытие может быть реализовано субъектом учета:

а) размещением обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);

б) размещением копий документов учетной политики;

в) реализации пунктов «а» и «б» в совокупности.

Субъект учета обеспечивает хранение документов учетной политики не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (статья 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункт 22 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

6. Учетная политика применяется субъектом учета последовательно из года в год.

Практически весь финансовый анализ основывается на сопоставимости показателей отчетности различных периодов.

Переход субъектом учета от одного допустимого метода учета к другому допустимому методу учета приводит к изменению учетной политики.

Например, изменение метода учета материальных запасов по средней фактической стоимости на метод по фактической стоимости каждой единицы.

Учитывая, что изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, а при их использовании в анализе – к искажению результатов финансового анализа субъекта учета, субъекту учета необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенные изменения на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении).

Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Изменения учетной политики возможны в случаях когда:

1) изменяются требования, установленные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенно изменяются условия деятельности экономического субъекта.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

7. Изменением учетной политики не считается:

а) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее.

При этом следует напомнить, что пунктом 68 СГС «Концептуальные основы» предусмотрено, что в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

Например, не будет считаться изменением учетной политики:

– установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах бухгалтерского учета Рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):

операций по выплате заработной платы в безналичной форме расчетов в рамках реализации «зарплатных проектов», при условии, что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору, либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике), объекты движимого имущества;

– изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, при переходе на электронный документооборот;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Например, у субъекта учета возникла новая функция его деятельности (новый вид деятельности): оказание услуги по выдаче в прокат спортивного инвентаря, организация для сотрудников питания в столовой или осуществление органами власти функций, ранее не осуществляемых (например, наделение Федерального казначейства правом осуществления операций по договорам с производными финансовыми инструментами, предметом которых являются операции с иностранной валютой).

8. СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» предусмотрено два варианта применения измененной учетной политики: перспективное и ретроспективное применение.

Перспективное применение измененной учетной политики – применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.

Ретроспективное применение измененной учетной политики – применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни.

Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы).

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются, начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

9. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, введение в действие СГС «Основные средства» предусматривают право субъекта учета вносить изменения в документы учетной политики по методам амортизации (право перехода с метода линейного на метод (по производительности).

При этом переходными положениями СГС «Основные средства» (пункт 61) предусмотрено, что сравнительная информация по объектам основных средств (сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации) ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению СГС «Основные средства») не пересчитываются.

Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, то последствия изменений учетной политики, оказавшие или способные оказать существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики (посредством отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей отчетов за предыдущие года, пересчитанных с учетом изменения учетной политики).

При этом входящие остатки на начало отчетного периода бухгалтерского баланса (Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита