Сегодня 17 июня 2019 года
Call center
Онлайн-консультант
(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30

Вопрос:

Основным видом экономической деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» является оказание услуг по управлению недвижимым имуществом, оказание посреднических услуг по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и оказание посреднических услуг по предоставлению коммунальных услуг в помещения.

В целях автоматизации управления и учета, обеспечения автоматизации бухгалтерской и налоговой отчетности, а также для осуществления контроля за движением погашения дебиторской задолженности по лицевым счетам населения, ООО использует программный продукт «1С:Квартплата».

В ходе производства предварительного расследования по уголовному делу, в целях подтверждения конкретных фактов хозяйственной жизни, ООО представило сведения из «1С:Квартплата» в виде распечаток с программного продукта, при этом, не подтвердив данные факты (хозяйственной жизни) первичными учетными документами.

На основании изложенного прошу Вас разъяснить следующее:

– освобождает ли экономических субъектов от обязанности ведения бухгалтерского учета и оформления каждого факта хозяйственной жизни первичными учетными документами (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») использование программного продукта «1С:Квартплата»?

– возможно ли, с точки зрения налогового законодательства и бухгалтерского учета, сведения, содержащиеся в программном продукте «1С:Квартплата» и представленные ООО в виде распечаток с программного продукта, признать допустимыми и достаточными доказательствами, подтверждающими доходы и расходы ООО, при условии непредставления надлежащим образом оформленных первичных учетных документов о конкретных фактах хозяйственной жизни?

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о представлении разъяснений по вопросам освобождения экономического субъекта от ведения бухгалтерского учета и оформления первичных документов, и возможности использования для документального подтверждения расходов (доходов), учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, распечаток электронных документов бухгалтерского учета и сообщает следующее.

Обязанность ведения хозяйствующими субъектами бухгалтерского учета, круг лиц, на которых не распространяется такая обязанность, а также другие требования к ведению бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон 402-ФЗ).

Согласно положению о Министерстве Финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329) функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляет Минфин России.

Таким образом за разъяснениями вопроса об освобождении хозяйствующего субъекта от обязанности ведения бухгалтерского учета следует обращаться в Минфин России.

В соответствии с положениями статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 313 Кодекса налоговый учет, на основании которого налогоплательщики исчисляют налоговую базу по прибыли, представляет собой систему обобщения информации на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

Налогоплательщик вправе вести регистры налогового учета также в электронной форме и (или) любых машинных носителях (статья 314 Кодекса).

При этом в соответствии со статьей 313 Кодекса данные налогового учета должны быть документально подтверждены, в частности, первичными учетными документами (включая справку бухгалтера).

Если налогоплательщик при ведении хозяйственной деятельности использует с контрагентами электронный документооборот, в частности формирует первичные документы в электронном виде с использованием программных продуктов, то следует учитывать следующее.

Согласно статье 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом форма первичного учетного документа должна содержать обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона 402-ФЗ.

К числу обязательных реквизитов первичного документа Закон № 402-ФЗ относит подпись (подписи) лиц, совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ, составленный в виде электронного документа, подписывается электронной подписью.

Если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (часть 6 статьи 9 Закона № 402-ФЗ).

Статьей 93 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Согласно пункту 3 статьи 93 Кодекса в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.



Государственный советник
Российской Федерации
3-го класса
Д. С. Сатин