Курс ЦБ на 18 апреля 2024 года
EUR: 100.279 USD: 94.3242 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 07.02.2006 № 19-42-И/0127

Управление Федеральной налоговой службы по Московской области направляет для сведения и использования в работе ответы на вопросы, поступившие от налоговых органов Московской области к совещанию-семинару по вопросам налогового администрирования ресурсных и имущественных налогов, сборов и платежей, проведенному 14 декабря 2005 года.

Вопрос 1:

Возможно ли в налоговую декларацию по транспортному налогу внести новую строку с классификацией и системой обозначения транспортных средств (например: ГАЗ-52, ЗИЛ-130 и т. д.)?

Ответ:

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Таким образом, внесение изменений в форму налоговой декларации по транспортному налогу – прерогатива ФНС России.

При этом сообщаем, что в настоящее время разработана новая форма налоговой декларации по транспортному налогу, где предусмотрен реквизит «Марка транспортного средства» (данная форма декларации находится на утверждении в Минфине России).

Вопрос 2:

Должна ли представлять налоговые декларации по транспортному налогу организация, если за ней зарегистрированы исключительно транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения налогом в соответствии со статьей 358 Кодекса?

Ответ:

В соответствии со статьей 363 Кодекса налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Таким образом, организации, имеющие транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения налогом в соответствии со статьей 358 Кодекса, представляют в налоговый орган налоговые декларации по транспортному налогу без исчисления сумм налога, с указанием кода льготы.

Вопрос 3:

Как следует правильно применять штрафные санкции в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Кодекса по расчетам авансовых платежей, представленных с нарушением срока представления расчетов свыше 180 дней. Пункт 2 влечет взыскание штрафных санкций в размере 30% от суммы налога. С какой суммы налога начислять штрафные санкции – от доплаты за отчетный период или от общей суммы налога за налоговый период?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Таким образом, штрафные санкции взыскиваются с суммы авансовых платежей по налогу, подлежащей уплате на основе декларации, представленной в нарушение, пунктом 2 статьи 119 Кодекса.

Вопрос 4:

К какой категории относятся транспортные средства, выполняющие определенные функции, укомплектованные специальным дополнительным оборудованием, находящиеся на учете в НИИ (поливомоечная машина, силосная и др.)?

Ответ:

Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Понятие «транспортное средство» для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие «транспортное средство», применяемое в главе 28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 «Средства транспортные»), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 «Машины и оборудование». Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.

В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля необходимо учитывать следующее.

Российская Федерация является договаривающейся стороной Международного соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.

В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

Классификация транспортных средств, введенная женевским Соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.

Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки (включая машины поливомоечные и машины пожарные), относятся к категории «грузовые автомобили».

Вопрос 5:

Согласно пункту 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Подлежат ли налогообложению транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке?

Ответ:

В соответствии со статьей 358 Кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются.

Вопрос 6:

Являются ли объектом налогообложения по транспортному налогу передвижные аптечные киоски?

Ответ:

Согласно статье 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 357 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 358 Кодекса установлено, что объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 12 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, дано разъяснение, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные, тракторные; вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т. п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование.

Таким образом, передвижные аптечные киоски объектом налогообложения по транспортному налогу не признаются, поскольку указанные объекты являются передвижными предприятиями, предназначенными для розничной торговли лекарственными средствами и выполняющими функции аптек, а не транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, и поэтому рассматриваются в качестве зданий и оборудования.

Вопрос 7:

Подпадают ли под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса транспортные средства учреждения: тракторы, специальные автомашины технического обслуживания – бензовозы, машины по перевозке людей и груза, используемые на лесовосстановительных и лесоохранных работах (таких как вспашка, внесение удобрений, боронование, прикатка, культивация, посев семян хвойных пород для последующего выращивания посадочного материала (сеянцев и саженцев) и создания лесных культур в лесном фонде области)?

Ответ:

В соответствии с главой 28 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом объектом налогообложения по транспортному налогу не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 Кодекса).

На основании статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции (ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17, к сельскому хозяйству относятся виды деятельности, классифицируемые по коду 01 «Сельское хозяйство, охота и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг», к лесному хозяйству – виды деятельности, классифицируемые по коду 02 «Лесоводство, лесозаготовки и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг» разд. А «Сельское хозяйство, охота и лесоводство».

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что лесное хозяйство является самостоятельным видом деятельности, используемые федеральным государственным учреждением на лесовосстановительных и лесоохранных работах транспортные средства (тракторы, специальные автомашины технического обслуживания) не подпадают под действие пп. 5 п. 2 ст. 358 Кодекса и, следовательно, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.

Основание: Письмо Минфина России от 05.04.2005 № 03-06-04-04/19.

Вопрос 8:

Организация утилизировала (сдала как металлолом) транспортное средство, что подтверждается соответствующими документами, но сразу не сняла его с учета в органах ГИБДД. Подлежит ли данное транспортное средство обложению транспортным налогом в период времени с момента его утилизации до момента снятия с учета?

Ответ:

В соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения, в свою очередь, признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика, в связи с чем утилизированные, но не снятые с учета транспортные средства подлежат налогообложению. К этому выводу приходят и некоторые арбитражные суды (ФАС СЗО от 26.04.2005 № А66-8156/2004).

Вопрос 9:

При автоматическом приеме информации из органов ГИБДД отсутствует идентификация ранее поступивших данных с новыми данными. Таким образом, вновь поступившая информация по транспортному средству (замена двигателя, выдача нового паспорта транспортного средства) может «сесть» в базу как повторная постановка на учет уже имеющегося в базе автомобиля?

Ответ:

В настоящее время подготовлен проект Соглашения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении информации о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в котором предусмотрено указание в обязательном порядке кода первоначальной регистрации транспортного средства.

Вопрос 10:

Должны ли организации, переданные в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, МРИ ФНС России № 8 и № 9 Московской области, представлять налоговые декларации по транспортному налогу в инспекции по месту нахождения транспортных средств?

Ответ:

Согласно Положениям УФНС России от 07.12.2004 ряд организаций был переведен из территориальных инспекций по Московской области и поставлен на налоговый учет в МРИ ФНС России № 8, № 9, МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее – специализированные инспекции).

В соответствии с законодательством постановка на учет, исчисление и уплата налогов по недвижимому имуществу, земельным участкам, водным объектам, транспортным средствам осуществляется в территориальных инспекциях по месту находящихся объектов.

Исходя из комплексного развития налоговых органов, освоения новых информационных технологий, а также практического опыта в целях организации эффективности налогового контроля за данными специализированными инспекциями закреплено налоговое администрирование по всем видам налогов, в том числе по налогу на имущество организаций, земельному налогу, водному налогу и транспортному налогу организаций, поставленных в них на налоговый учет. Это обеспечивает полную привязку исчисления и уплаты налогов к отражению их в первичных бухгалтерских документах и КЛС налогоплательщиков. При этом в условиях режима работы ЕКС производится автоматическое зачисление денежных средств в бюджеты муниципальных образований.

В соответствии с налоговым законодательством налоговые декларации представляются по месту нахождения объектов недвижимого имущества, водопользования, земельных участков и транспортных средств.

В целях обеспечения возможности оперативного осуществления контрольных мероприятий в отношении крупнейших налогоплательщиков налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения при получении налоговых деклараций, а также иной отчетности и сведений направляют их в специализированные инспекции не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, в электронном виде по каналам связи с использованием электронной цифровой подписи или на бумажных носителях.

Настоящее разъяснение действует до особых указаний.

Основание: Письмо УФНС России по Московской области от 03.05.2005 № 19-48/179/360/409/227/3699/8667/5 951@.



Заместитель руководителя
УФНС России по Московской области
И. А. Сорокина

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно