(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30
Узнать о системе больше

Письмо Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354

«О направлении Обзорного письма Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг»

Направляем для сведения и использования в работе Обзорное письмо Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Обзорное письмо).

Просим Вас довести информацию, изложенную в Обзорном письме, до сведения подведомственных отделений управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.




Р. Е. Артюхин

Приложение

Проблемные вопросы, возникающие в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

№ п/п

Проблемный вопрос

Позиция Федерального казначейства

1.

Заказчик разместил извещение о проведении открытого конкурса «Оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) – Управление Федерального казначейства по Республике Алтай в количестве двенадцати единиц автотранспорта в соответствии с техническим заданием».

На участие в конкурсе подано 2 заявки.

Согласно протоколу один из участников размещения заказа предложил заниженную цену контракта.

Размещение государственного заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеет ряд особенностей, связанных с правовым регулированием данного вида страхования.

Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» установлено, что цена государственного контракта по ОСАГО не может меняться в ходе размещения заказа на услуги ОСАГО.

Позиция Федеральной антимонопольной службы такова, что заявка участника, изменившего цену за услуги ОСАГО, в силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) подлежит отклонению в связи с предоставлением недостоверных сведений о цене контракта.

Участник, предлагавший заниженную цену, полагает, что им подана достоверная информация с соблюдением п. 1, 4, ч. 1 ст. 12 Закона № 94-ФЗ, поскольку готовы предоставить услуги ОСАГО по заявленной цене и в этой связи готовы обжаловать действия заказчика.

Судебная практика при рассмотрении такой категории дел складывается достаточно противоречиво, в этой связи просим разъяснить действия органа Федерального казначейства в случае поступления заявок на участие в торгах по ОСАГО от участников, недобросовестно занизивших свое ценовое предложение.

Страховые тарифы по ОСАГО утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». Разделом III данного постановления установлен порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО исходя из базового тарифа и установленных данным постановлением коэффициентов.

Государственное регулирование ОСАГО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в том числе, посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов, их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с частью 6 статьи 9 данного закона установленные им страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Таким образом, заявка участника размещения заказа, изменившего цену за услуги ОСАГО, подлежит отклонению в связи с предоставлением недостоверных сведений о цене контракта на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 12 Закона 94-ФЗ.

2.

При размещении заказа путем проведения торгов либо запроса котировок в извещении необходимо корректно обосновать начальную (максимальную) цену государственного контракта. Указывать ли вполне конкретные источники информации, например, названия конкретных производителей с их ценами, названия заказчиков и заключенные ими договоры на определенный вид товара, адреса сайтов в сети Интернет? Существует ли точный порядок расчета цены государственного контракта?

В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Кроме того, заказчик вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Таким образом, частью 2 статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ предусмотрено указание в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок цен на источники информации о ценах товаров, работ, услуг, использованные заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В соответствии с разъяснениями ФАС России, изложенными в письмах от 13.07.2011 № АЦ/27041 и от 13.02.2012 № ИА/4177, достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 Закона 94-ФЗ является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком информации в виде таблиц, схем, текста и т. п. При этом, Законом № 94-ФЗ не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов.

Одновременно, Закон № 94-ФЗ не устанавливает обязанность заказчика по включению обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в извещении о проведении торгов.

Цена государственного контракта определяется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, по результатам торгов, запросов котировок цен.

3.

В соответствии со статьей 19.1 Закона № 94-ФЗ заказчик при размещении заказа должен самостоятельно провести маркетинговый и экономический анализ, определить лучшее предложение на рынке. Планируется ли издание методических указаний для установления федеральными государственными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг?

Перечень требований к обоснованию заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) Положения статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при этом данной нормой не устанавливается обязанность заказчика по проведению маркетингового анализа и определения лучшего предложения на рынке.

Кроме того, по вопросу обоснования начальной (максимальной) цены контракта имеются разъяснения ФАС России, изложенные в письмах от 13.07.2011 № АЦ/27041 и от 13.02.2012 № ИА/4177.

Учитывая наличие вышеуказанных разъяснений ФАС России по данному вопросу в настоящее время сведения о разработке дополнительного документа, в частности методических указаний, для установления начальной (максимальной) цены контракта отсутствуют.

4.

В соответствии с Положением о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1191 (далее – Положение), Заказчик направляет в течение трех рабочих дней через официальный сайт сведения об исполнении контракта (исполнения этапа контракта).

В связи с тем, что ни Закон № 94-ФЗ, ни вышеуказанное Положение не содержат определения «этапа контракта» в целях реализации требований законодательства о размещении заказов, просим разъяснить будет ли являться исполнением этапа контракта:

а) ежемесячный платеж по факту оказания коммунальных услуг; б) авансовый платеж, если он предусмотрен государственным контрактом (в этом случае исполнение контракта происходит только со стороны заказчика)?

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до момента окончания исполнения сторонами обязательств. Таким образом, в государственном контракте, как и в любом договоре, выполнение своих обязательств сторонами считается исполнением контракта и, соответственно, частичное выполнение своих обязательств – исполнением этапа контракта.

При наличии у заказчика документов, свидетельствующих об исполнении этапа контракта, т. е. документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства при частичной поставке товаров, частичном выполнении работ, оказании услуг, и документов, подтверждающих оплату этапа контракта (в том числе, при выплате аванса), заказчик представляет Сведения об исполнении по каждому факту оплаты этапа контракта в установленном порядке.

5.

При осуществлении функции по кассовому обслуживанию бюджетов Управление сталкивается с необходимостью проведения аукционов для выбора кредитной организации.

В соответствии с ежегодно принимаемыми федеральными законами о федеральном бюджете устанавливается правило, согласно которому счета органов Федерального казначейства обслуживаются Банком России и кредитными организация без взимания платы.

Для того чтобы провести открытый аукцион в электронной форме орган казначейства обязан определить начальную максимальную цену (далее – НМЦ), обоснование которой должно содержаться в аукционной документации. Согласно требованиям Закона № 94-ФЗ в зависимости от НМЦ должен определяться шаг аукциона. В соответствии с ч. 6 ст. 41.10 Закона № 94-ФЗ шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% НМЦ. Таким образом, при НМЦ равной 0 рублей шаг аукциона в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ установить невозможно. А возможности установления шага аукциона в произвольном размере (без привязки к НМЦ) Закон № 94-ФЗ не содержит.

Каким образом Управлению следует обосновывать НМЦ в случае проведения аукциона на оказание банковских услуг? Вправе ли Управление при размещении заказа на оказание банковских услуг путем проведения открытого аукциона в электронной форме установить символическую НМЦ (например, 2 рубля, при которой шаг аукциона составит от 1 до 10 копеек)? А если не вправе, то каким образом Управление должно определить в аукционной документации НМЦ и шаг аукциона?

Статьей 22 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации без взимания платы обслуживают счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам.

Таким образом, при размещении заказа на оказание банковских услуг по обслуживанию счетов, открытых Федеральному казначейству и его территориальным органам, путем проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик должен сделать ссылку в документации об аукционе на нормативный правовой акт, которым установлена начальная (максимальная) цена контракта на соответствующий финансовый год (Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2011 № 17632-АС/Д28).

Одновременно, Письмом от 20.02.2009 № Д05-919 Минэкономразвития России информировало, что при нулевой начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) заказчик вправе самостоятельно установить «шаг аукциона» (определить величину изменения предложения о цене контракта в денежном выражении).

6.

С учетом того, что кредитные организации должны обслуживать банковские счета органов Федерального казначейства без взимания платы, в связи с чем лимиты бюджетных обязательств на оплату услуг кредитных организаций до органов казначейства не доводятся, вправе ли Управление заключать государственные контракты, по которым будут предоставляться банковские услуги, на срок, превышающий один год?

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 135-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты);
2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;
3) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
4) доверительное управление ценными бумагами;
5) негосударственное пенсионное обеспечение.

Частью 4 статьи 18 Закона № 135-ФЗ установлено, что срок действия договоров об оказании финансовых услуг, заключаемых в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, не может быть более чем пять лет, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

Таким образом, Управление вправе заключать государственные контракты на обслуживание и ведение банковских счетов на срок не более чем 5 (пять) лет.

7.

Какие документы в составе заявки может потребовать заказчик у участников размещения заказа, являющихся субъектами малого предпринимательства?

Требования к составу заявки на участие в размещении заказов установлены:

– для конкурса – частью 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ;
– для открытого аукциона в электронной форме – частью 4, частью 6 статьи 41.8 Закона № 94-ФЗ;
– для запроса котировок цен – статьей 44 Закона № 94-ФЗ.

Требовать от участника размещения заказа документов и сведений помимо указанных в вышеперечисленных положениях Закона № 94-ФЗ не допускается.

Письмами от 18.08.2009 № 13497-АП/Д05, от 17.08.2009 № АЦ/27510 Минэкономразвития России и ФАС России выразили следующую совместную позицию по вопросам установления в конкурсных документациях, извещениях о проведении запросов котировок цен, проводимых для субъектов малого предпринимательства, требований к участникам размещения заказов, а также подтверждению соответствия таким требованиям.

Заказчиком при проведении открытого конкурса должны соблюдаться следующие требования:

– в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации должна содержаться информация о том, что участниками такого конкурса могут являться только субъекты малого предпринимательства и участники размещения заказа должны соответствовать требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее – Закона № 209-ФЗ);
– с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства указать в конкурсной документации требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе копии учредительных документов (устав, учредительный договор), заказчик должен указать в конкурсной документации необходимость соответствия участника данным требованиям;
– с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно), заказчик должен указать в конкурсной документации необходимость соответствия участника размещения заказа данным требованиям;
– с целью проверки выручки участника размещения заказа от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год (не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 (400 млн рублей), заказчик должен указать в конкурсной документации необходимость соответствия участника данным требованиям.

Для подтверждения соответствия требованиям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, участник размещения заказа должен представить учредительные документы и продекларировать в заявке на участие в конкурсе соответствие требованиям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ. Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется.

При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, о численности работников за предшествующий календарный год, о выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается.

В случае, если в конкурсной документации, извещении о запросе котировок установлены в форме заявки требования пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, участник размещения заказа обязан в составе заявки на участие в конкурсе продекларировать соответствие данным требованиям. Если в заявке на участие в конкурсе участник размещения заказа не продекларировал соответствие требованиям пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, такой участник не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе. В случае, если в конкурсной документации, извещении о запросе котировок в форме заявки не содержится требование о соответствии пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. Закона № 209-ФЗ, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие указанным требованиям.

Письмом от 17.08.2010 № ИА/26792 ФАС России выразила позицию по вопросам установления в документациях об открытом аукционе в электронной форме (далее – документация об электронном аукционе) по открытым аукционам в электронной форме, проводимых для субъектов малого предпринимательства, требований к участникам размещения заказов, а также подтверждению соответствия таким требованиям.

В случае размещения заказов у субъектов малого предпринимательства документация об электронном аукционе, кроме требования о соответствии участников размещения заказа положениям пунктов 2 – 4 части 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, также должна содержать требование о том, что участниками размещения заказа могут быть исключительно лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства. При этом подача заявки на участие в электронном аукционе является одной из форм акцепта и означает подтверждение участником размещения заказа своего соответствия требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.

В связи с тем, что Законом № 94-ФЗ не предусмотрено дополнительного декларирования участником размещения заказа в составе заявки на участие в электронном аукционе своего соответствия указанным выше требованиям, документация об электронном аукционе не должна содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе заявки своего соответствия требованиям пунктов 2 – 4 части 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, а также подтверждения об отнесении участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства.

8.

Допускается ли получение котировочной заявки посредством использования факсимильной связи?

В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона № 94-ФЗ котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику в письменной форме или в форме электронного документа.

При этом, в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» средствами связи признаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

На основании подпункта «а» пункта 41 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328, факсимильный аппарат, работающий в режиме автоматического приема информации, относится к пользовательскому оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого лица и служит началом отсчета продолжительности соединения.

Согласно пункту 7 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310, к абонентской линии может быть подключено только такое пользовательское (оконечное) оборудование (телефонный аппарат, факсимильный аппарат, автоответчик или иное оборудование), на которое имеется документ о подтверждении соответствия этих средств связи установленным требованиям. При этом факсимильный аппарат в силу пункта 97 указанных Правил относится к оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого пользователя и служит началом отсчета продолжительности телефонного соединения при автоматической телефонной связи.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» определено, что электронным документом признается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Частью 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

С учетом приведенных норм представляется, что факсимильный аппарат является средством связи, и использование телефонной связи, каковой является факс, не приравнивается к подаче котировочной заявки в письменной форме либо в форме электронного документа.

Таким образом, подача котировочной заявки посредством использования факсимильной связи не допускается в связи с тем, что такой способ подачи заявки не соответствует требованиям части 2 статьи 46 Закона № 94-ФЗ.

9.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Пункт 11 указанного перечня включает административное здание Казначейства России.

Возможно ли заключение государственного контракта на охрану административного здания территориального органа Федерального казначейства с Отделом вневедомственной охраны при ОВД как с единственным поставщиком на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ?

Заключение контракта с подразделениями полиции как с единственным исполнителем на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ не представляется возможным, так как здания территориальных органов Федерального казначейства не включены в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р.

10.

При проведении аукциона на ремонтно-строительные работы начальная цена контракта установлена на основании сметы с учетом НДС. Победителем признан участник, работающий по упрощенной системе налогообложения. Цена победителя имеет незначительное снижение в сравнении с начальной ценой и превышение сметной стоимости по нормативам для упрощенной системы налогообложения. Может ли это расцениваться как завышение стоимости работ участником размещения заказа?

В соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ проект государственного контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в Письме от 06.10.2011 № АЦ/39173, государственный контракт по итогам проведения торгов заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя торгов. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога, и он самостоятельно несет ответственность за осуществляемые действия, в том числе за соответствие ценового предложения требованиям нормативных актов.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ по соглашению сторон цена государственного контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.

11.

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона № 94-ФЗ в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Закона, заказчик, аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе его проведения. При этом ни в ст. 9, 12, ни в главе 3.1 данного Закона не предусматривается возможность заключения заказчиком государственного контракта со вторым участником открытого аукциона в электронной форме. Норма, позволяющая заключить государственный контракт со вторым участником аукциона, в случае отказа заказчика от заключения государственного контракта с победителем аукциона, предусматривается только в ч. 2 ст. 38 Закона № 94-ФЗ, регулирующей порядок заключения «бумажных аукционов».

Управление просит разъяснить, вправе ли заказчик в случае отстранения на стадии заключения государственного контракта в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона № 94-ФЗ победителя открытого аукциона в электронной форме от участия в аукционе заключить государственный контракт с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий.

Частью 1 статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ установлено, что по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных статьей 41.12 Закона № 94-ФЗ, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 Закона № 94-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Частями 13 – 14, 16 статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ установлен порядок действий заказчика в случае признания победителя открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения государственного контракта, в том числе случаи, когда заключение контракта осуществляется с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий.

При этом, учитывая, что статьей 12, Главой 3.1 Закона № 94-ФЗ не предусмотрена возможность заключения государственного контракта с вышеуказанными участниками в случае отказа от заключения контракта с открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных статьей 41.12 Закона № 94-ФЗ, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 Закона № 94-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, такие действия заказчика не могут быть признаны соответствующими Закону № 94-ФЗ.

12.

Котировочная заявка подается в форме электронного документа, однако ППО Microsoft Word 2003 не позволяет определить, имеется ли цифровая подпись на документе. Лицензионного ППО Microsoft Word 2007 в Управлении Федерального казначейства по Республике Северная Осетия – Алания не имеется. Каким образом поступать с котировочной заявкой, принимать или отклонять?

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, признается электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи.

В случае отсутствия возможности проверки наличия электронно-цифровой подписи, с учетом отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей применение аналогов собственноручной подписи в системах информационного взаимодействия и документооборота, заказчики, не имеющие возможности осуществлять сбор заявок на участие в запросе котировок в форме электронных документов, вправе указывать в извещениях о проведении запросов котировок, что подача заявок на участие в запросе котировок осуществляется только в письменной форме.

Данная позиция подтверждается Письмом Минэкономразвития России от 31.05.2007 № 7698-АШ/Д04.

13.

Когда необходимо размещать протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме в случае, если подана только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме (в день, когда должен был состояться аукцион, или в другой день)?

В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком на электронной торговой площадке в течение дня, следующего за днем подписания протокола.

Кроме того, по вопросу исчисления сроков при проведении процедур размещения заказов имеется разъяснение Минэкономразвития России, изложенное в Письме от 06.06.2011 № Д28-53.

14.

Имеет ли право заказчик устанавливать требование по наличию соответствующей лицензии в извещении о проведении запроса котировок?

Статьей 43 Закона № 94-ФЗ установлен закрытый перечень требований, предъявляемых к запросу котировок. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи запрос котировок должен содержать в том числе требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае, если наличие либо отсутствие лицензии у поставщика (подрядчика, исполнителя) оказывает влияние на вышеперечисленные показатели, соответствующее требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) по контракту должно быть установлено в извещении о проведении запроса котировок цен.

При этом, статьей 44 Закона № 94-ФЗ установлен закрытый перечень сведений, которые должна содержать котировочная заявка. Таким образом, истребование заказчиком у участника размещения заказа в составе котировочной заявки каких-либо документов и сведений, не предусмотренных данной статьей, в том числе и копии лицензии, будет являться нарушением данной нормы.

15.

21 января 2011 года в Российской газете опубликован Приказ Минэкономразвития № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» от 1 декабря 2010 года. Все государственные заказчики с 1 февраля 2011 года обязаны придерживаться положений данного документа. Сам приказ содержит в себе номенклатуру, определяющую одноименность товаров, работ, услуг, по которой в соответствии с пунктом 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ государственные заказчики формируют запросы котировок и закупки малого объема. В процессе работы возникают вопросы о том, что некоторые группы содержат несколько достаточно разнородных кодов ОКДП, в результате чего, например, услуги, относящиеся к разным сферам деятельности, становятся одноименными.

Приказ Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков». В новом приказе устранено существенное количество недоработок ранее действовавшей номенклатуры.

16.

Победитель открытого аукциона в электронной форме из-за поломки ЭЦП не успевает подписать государственный контракт в установленный срок (от его заключения он не отказывается). Что в данном случае должен сделать Заказчик?

Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, должен быть признан уклонившимся от заключения контракта в соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ.

17.

Возможна ли дополнительная закупка продукции из образовавшейся экономии денежных средств, если проведены торги на эту продукцию? Возможно ли заключение договора? Какими правовыми документами можно руководствоваться?

Дополнительная закупка продукции из экономии денежных средств, образовавшихся по итогам торгов, в соответствии со статьей 10 Закона № 94-ФЗ может быть осуществлена:

– путем проведения торгов – с заключением государственных контрактов;
– способом запроса котировок цен в случае, если суммарная стоимость закупок продукции, одноименной дополнительно закупаемой, осуществленных способом запроса котировок цен в течение квартала не превышает пятисот тысяч рублей – с заключением государственных контрактов;
– у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, установленных статьей 55 Закона № 94-ФЗ – с заключением государственных контрактов. Заключение иного гражданско-правового договора возможно при размещении заказа на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке.

18.

Для обеспечения поставки качественной продукции, например, расходных материалов к офисной технике, может ли Заказчик при разработке технического задания в требованиях к качеству товара указать оригинальность картриджей?

В соответствии с требованиями части 3 статьи 22, части 3 статьи 34, части 2 статьи 45 Закона № 94-ФЗ заказчик может установить в требованиях к качеству товара их оригинальность с указанием на товарный знак исключительно в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случаях размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. В связи с этим, заказчик вправе включать в документации о торгах и извещения о проведении запроса котировок цен требование об оригинальности товара, если в технической документации об использовании данной техники указывается на необходимость использования только оригинальных расходных материалов при ее эксплуатации.

19.

В соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, систем кондиционирования и другого оборудования относятся к группе № 144 «Услуги в области коммерческой и технической деятельности прочие, не включенные в другие группировки». Обслуживание вышепереч