Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 № 88-7096/2021

Дело № 2-3918/2020

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М. В.,
судей Леонтьевой Т. В., Шефер И. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 19RS0001-02-2020-004999-11 (№ 2-3918/2020) по иску Е. к Красноярской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и взыскании отпускных начислений,

по кассационной жалобе Федеральной таможенной службы Сибирское таможенное управление Красноярская таможня на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 г.,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В., заслушав пояснения представителей Федеральной таможенной службы Сибирское таможенное управление Красноярская таможня Ж., В., поддержавших доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Е. обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе Сибирское таможенное управление Красноярская таможня (далее по тексту Красноярская таможня, ответчик) о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных.

В обоснование требований указала, что суммы компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных рассчитывались ответчиком с нарушением Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, без учета сумм, выплаченных работнику в виде материального стимулирования.

Просила (с учетом уточнения иска) взыскать с Красноярской таможни в свою пользу задолженность по компенсации при увольнении в размере 47069 руб., по компенсации за неиспользованный отпуск за 43 дня в сумме 17269 руб. 23 коп., по выплате отпускных за 2019 год – 1952 руб. 28 коп., за 2020 год – 1666 руб.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 сентября 2020 г. исковые требования Е. удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию при увольнении в размере 47069 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск – 17269 руб. 23 коп., задолженность по выплате отпускных за 2019 год – 1952 руб. 28 коп., за 2020 г. – 1666 руб., государственную пошлину в доход местного бюджета – 2238 руб. 70 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 г. решение отменено в части взыскания государственной пошлины. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем ответчика ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.

Относительно доводов кассационной жалобы истцом Е. принесены возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителей Красноярской таможни Ж., В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных Постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного Постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных Постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном Постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Е. с 24 сентября 2002 г. проходила государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации, в том числе, с 24 января 2013 г. замещала должность – главный государственный таможенный инспектор отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга Хакасской таможни.

Приказом Хакасской таможни от 3 июня 2020 г. № Е. уволена с государственной гражданской службы с 30 июня 2020 г. в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении Е. выплачены: компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания – 218889 руб., компенсация за неиспользованный отпуск – 77344 руб. 96 коп.

На основании Приказов Федеральной таможенной службы России от 14 сентября 2018 г. №, от 11 декабря 2018 г. №, от 5 апреля 2019 г. №, от 21 июня 2019 г. № от 11 сентября 2019 г. №, от 3 декабря 2019 г. №, от 3 апреля 2019 г. №, от 9 июня 2020 г. № Е. выплачены средства материального стимулирования в октябре 2018 г. в сумме 10717 руб., в декабре 2018 г. – 11389 руб., в апреле 2019 г. – 16030 руб., в августе 2019 г. – 41800 руб., в сентябре 2019 г. – 27955 руб., в декабре 2019 г. – 27000 руб., в апреле 2020 г. – 20398 руб., в июне 2020 г. – 24054 руб.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 50, 51 Федерального закона от 27 февраля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», а также разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, изложенными в письме от 15 июля 2014 г. №, установив, что материальное стимулирование, выплаченное истцу в период с 2018 по 2020 годы, не включено ответчиком в расчет при выплате Е. компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных за 2019 и 2020 годы, проанализировав вышеприведенные нормы права и оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что в расчет денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении подлежат включению полученные государственным служащим суммы материального стимулирования, а потому удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца недоплаченные суммы к компенсации при увольнении – 47069 руб., компенсации за неиспользованный отпуск – 17269 руб. 23 коп., к отпускным за 2019 год – 1952 руб. 28 коп., за 2020 г. – 1666 руб.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование) относятся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, и соответственно, должны учитываться при исчислении денежного содержания, из которого производится расчет компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также по тексту также Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 названного федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила № 562).

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Абзацем первым пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» – «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» – «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» Постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. №, от 19 марта 2019 г. № и от 17 февраля 2020 г. № в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Приказами Федеральной таможенной службы России от 14 сентября 2018 г. №, от 11 декабря 2018 г. №, от 5 апреля 2019 г. №, от 21 июня 2019 г. №, от 11 сентября 2019 г. №, от 3 декабря 2019 г. №, от 3 апреля 2020 г. №, от 9 июня 2020 г. № утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во 2, 3, 4 кварталах 2018 года, за 1 – 4 кварталы 2019 года, 1, 2 кварталы 2020 года.

Данными Приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Приказами Сибирского таможенного управления от 26 сентября 2018 г. №, от 14 декабря 2018 г. №, от 15 апреля 2019 г. №, от 27 июня 2019 г. №, от 19 сентября 2019 г. №, от 11 декабря 2019 г. №, от 8 апреля 2020 г. № от 11 июня 2020 г. № утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Хакасской таможни на 3, 4 кварталы 2018 года, 1 – 4 кварталы 2019 года, 1, 2 кварталы 2020 года.

Издание данных Приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Установив, что при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных за 2019 т 2020 гг. ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В обжалуемых судебных Постановлениях приведено правильное толкованием норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к утверждениям об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств, иному толкованию правильно примененных судами норм права, регулирующих спорные правоотношения, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных Постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных Постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной таможенной службы Сибирское таможенное управление Красноярская таможня – без удовлетворения.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно