Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 14.08.2019 по делу № 33-7459/2019

Судья Мартынова И. А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Варнавского В. М.,
судей Алешко О. Б., Довиденко Е. А.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца М. на Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 7 июня 2019 года по делу по иску М. к ПАО «Сургутнефтегаз» о взыскании суммы компенсации за работу в выходные, нерабочие или праздничные дни, суммы компенсации за неиспользованный отпуск.

Заслушав доклад судьи Варнавского В. М., судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с указанным иском к ОАО «Сургутнефтегаз», указав в обоснование требований, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работал <данные изъяты> в Сургутский строительно-монтажный трест *** ОАО «Сургутнефтегаз». ДД.ММ.ГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника (по собственному желанию), в связи с выходом на пенсию по старости. Истец полагал, что при увольнении ему не была выплачена компенсация за работу в выходные и праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты>, а также компенсация за неиспользованный отпуск в 2013 и 2015 году в сумме <данные изъяты> Указанные суммы М. просил взыскать с ответчика.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 07.06.2019 исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец М. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить требования о взыскании компенсация за работу в выходные и праздничные дни в сумме <данные изъяты>.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 № 38-П, указывает, что в случае невыплаты или неполной выплаты спорной денежной компенсации работник имеет право обратиться в суд в пределах установленного законом срока, который составляет один год со дня установленного срока выплаты соответствующих денежных сумм, то есть в течение одного года со дня прекращения трудового договора.

Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии у истца права на оплату за работу в выходные и праздничные дни при увольнении, указывает, что если работник написал заявление о предоставлении дополнительных дней или часов отдыха и не воспользовался ими, то работодатель не имеет права отказать ему в их выплате. В связи с этим полагает, что работодатель должен был предоставить работнику эти дни или произвести их оплату, а не накапливать их. В противном случае обязанность выплаты за неиспользованные дни отдыха сохраняется в течение всего действия трудового договора.

В письменных возражениях ответчик ПАО «Сургутнефтегаз» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец М. доводы жалобы поддержал, представитель ответчика ПАО «Сургутнефтегаз» против удовлетворения жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ М. принят в ОАО «Сургутнефтегаз» в строительно-монтажный трест *** в строительно-монтажное управление *** <данные изъяты> на должность <данные изъяты> (л. д. ***).

ДД.ММ.ГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации).

Обращаясь в суд с настоящим иском, М. ссылался на то, что при увольнении ему не были выплачены компенсация за работу в выходные, нерабочие или праздничные дни в размере <данные изъяты> и компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>.

Возражая против предъявленного иска, ответчик ссылался на то, что выбор порядка за работу в выходные и нерабочие праздничные дни являлся правом работника и избирался им добровольно. С заявлением о предоставлении дней отдыха по окончании каждого учетного периода (года) с ДД.ММ.ГГ год истец к ответчику не обращался. Компенсация за все неиспользованные отпуска истцу выплачена при увольнении.

В обоснование своих доводов ответчиком суду представлены документы, связанные с трудоустройством истца: трудовой договор, выписки из приказов о привлечении М. к работе в выходные и праздничные дни за ДД.ММ.ГГ гг., копии расчетных листов и платежных поручений, расчет об оплате часов, отработанных в выходные и нерабочие праздничные дни с ДД.ММ.ГГ. г., справка о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков за период с ДД.ММ.ГГ гг., копии приказов о предоставлении дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за ДД.ММ.ГГ гг., сведения о часах, отработанных в выходные и нерабочие праздничные дни, выписка из ведомости учета фактически отработанного времени во вредных и опасных условиях ***

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, исходя из того, что при увольнении истцу компенсация за неиспользованный отпуск выплачена в полном объеме. Работа истца в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена работодателем в порядке, установленном ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом письменных заявлений истца о согласии на такую работу и на основании заявлений истца в двойном размере, а также в одинарном размере с предоставлением возможности использования неоплачиваемых дней отдыха в указанные им даты. Доказательств невозможности использования дней отдыха либо обращения истца к ответчику с заявлениями о замене дней отдыха не представлено.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с судом первой инстанции, поскольку его выводы основаны на всесторонней оценке доказательств по делу и верном применении норм материального права.

Поскольку в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск решение суда не обжалуется, то судебной коллегией в указанной части не проверяется.

Как следует из материалов дела, приказами работодателя от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** М. привлекался к работе в выходные и праздничные дни с двойной оплатой, а также предоставлением дня отдыха на основании письменного заявления (согласия) работника с учетом мнения выборного профсоюзного органа (л. д. ***).

Кроме того, приказами работодателя от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** М. привлекался к работе в выходные и праздничные дни с оплатой в одинарном размере, а также предоставлением других дней отдыха на основании письменного заявления (согласия) работника, служебных записок с учетом мнения выборного профсоюзного органа, (л. д. ***).

В материалах дела также имеются заявления М. от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ о согласии работать в выходные и праздничные дни с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с оплатой в одинарном размере с предоставлением других дней отдыха в порядке ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГ М. выражено согласие на получение денежной компенсации по окончании учетного периода как за сверхурочную работу в случае не предоставления других дней отдыха в течение учетного периода (л. д. ***).

Согласно приказам работодателя от ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ *** ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ *** М. предоставлялись дни отдыха за работу в выходные и праздничные дни (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ).

В материалах дела также имеется ответ ОАО «Сургутнефтегаз» от ДД.ММ.ГГ на обращение М., согласно которому количество дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ составило 154 дня (л. д. ***).

Согласно ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

По смыслу приведенной нормы закона предоставление работнику дней отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день в случае выбора им одинарной оплаты работы с предоставлением дополнительного дня отдыха носит заявительный характер и зависит от волеизъявления работника.

Привлечение истца к работе в выходные или нерабочие праздничные дни с оплатой в одинарном размере и предоставлением дня отдыха осуществлялось ответчиком исключительно при наличии согласия самого истца, о чем свидетельствуют вышеуказанные доказательства, предоставленные ответчиком.

Истец своим правом на предоставление ему дней отдыха воспользовался, что следует из приказов о предоставлении ему таких дней.

Между тем, в деле отсутствуют доказательства того, что возможность использования истцом оставшихся дней отдыха зависела от работодателя и не была реализована по его вине.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца права на компенсацию за работу в выходные или нерабочие праздничные дни является законным и обоснованным.

Судебная коллегия также отмечает, что согласно трудовому договору истцу был установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год. В настоящее время трудовые отношения между сторонами прекращены. Таким образом, неиспользование истцом полагающихся ему дней отдыха в период нахождения в трудовых отношениях либо необращение к работодателю с заявлением о замене полагающихся дней отдыха на соответствующую компенсацию выплату такой компенсации после прекращения трудового договора не влекут.

Доводы жалобы истца о том, что срок обращения в суд им не пропущен судебная коллегия отклоняет, поскольку исковые требования судом разрешены по существу и в иске отказано по причине отсутствия правовых оснований для его удовлетворения, но не в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.

Таким образом, учитывая несостоятельность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу истца М. на Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 7 июня 2019 года оставить без удовлетворения.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно