Курс ЦБ на 29 марта 2024 года
EUR: 99.7057 USD: 92.2628 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 09.11.2018 № 4а-389/18

И. О. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А. Н.,
рассмотрев жалобу заместителя министра финансов РС(Я) В. об отмене Решения судьи Верховного Суда РС(Я) от 2 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»,

установил:

Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) от 29 декабря 2017 г. ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 93 598,93 руб.

Решением Якутского городского суда от 28 мая 2018 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Верховного Суда РС(Я) от 2 августа 2018 г. постановление должностного лица и решение Якутского городского суда отменены, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе заместитель министра финансов РС(Я) просит решение судьи Верховного Суда РС(Я) изменить в связи с неправильным применением норм материального права, указывая на ошибочность выводов судьи об отсутствии в действиях юридического лица состава инкриминируемого административного правонарушения. Указывает, что ни государственным заданием, ни уставом Учреждения в качестве основных видов деятельности не предусмотрена организация общественного питания. При этом финансирование расходов на содержание столовой произведено за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, что свидетельствует о нецелевом использовании средств субсидии. Просит суд Решение судьи Верховного Суда РС(Я) от 2 августа 2018 отменить, а Постановление Министерства финансов РС(Я) от 20 декабря 2017 г. и Решение Якутского городского суда от 28 мая 2018 г. оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу ст. 38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В силу ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 г. ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, за нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1 871 978,56 руб., с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 93 598,93 руб.

При этом установлено, что в нарушение п. 18 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений РС(Я) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, п. 2.3.1 Соглашения от 15 января 2016 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) в размере 1 871 978,56 руб. направлены на оплату труда работников столовой, не связанных с оказанием государственной услуги.

Таким образом, учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств в 2016 г. в размере 1 871 978,56 руб., поскольку уставом Учреждения в качестве основных видов деятельности не предусмотрена организация общественного питания При рассмотрении дела судья городского суда с данным выводом должностного лица согласился.

Прекращая производство по делу, судья Верховного Суда РС(Я) исходила из отсутствия события и состава административного правонарушения в действиях ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум».

При этом указала, что в учреждении предусмотрен штат работников столовой штатным расписанием, согласованным Минпрофобразования РС(Я). Штатное расписание, в свою очередь сформировано с учетом утвержденных Приказом Минпрофобразования РС(Я) от 15.05.2015 г. № 01-07/258 методических рекомендаций к формированию штатных расписаний руководящих работников, основного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Минпрофобразования РС(Я).

Столовая техникума организована в рамках исполнения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08», Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» в целях обеспечения охраны здоровья обучающихся.

В связи с чем нецелевое использование денежных средств юридическим лицом не выявлено.

Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных организациях, но это не является их обязанностью.

В данном случае органом государственной власти Республики Саха (Якутия) указанный порядок не утвержден. Следовательно, обеспечение питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Саха (Якутия) не предусмотрено. При таком положении направление средств субсидии выделенных на финансирование выполнения государственного задания, на оплату труда работников столовой свидетельствует о нецелевом использовании средств бюджета.

Вместе с тем, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Статья 30.17 КоАП РФ содержит в себе исчерпывающий перечень решений, принимаемых судом при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ исключается возможность изменения постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Указанная правовая позиция корреспондирует к положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно – поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Исходя из того, что Решением судьи Верховного Суда РС(Я) от 2 августа 2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» прекращено, и оно не может быть возобновлено, правовых оснований для удовлетворения жалобы должностного лица Министерства финансов РС(Я), влекущей безусловное ухудшение положения лица, в отношении которого принято окончательное решение по делу, при пересмотре обжалуемых судебных актов, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1330.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

В удовлетворении жалобы заместителя министра финансов РС(Я) В. – отказать.

Решение судьи Верховного Суда РС(Я) от 2 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум», – оставить без изменения.




И. О. председателя
Верховного Суда РС(Я) п/п
А. Н. Седалищев

Копия верна:
И. О. председателя
Верховного Суда РС(Я)
А. Н. Седалищев

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно