Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.10.2018 по делу № 33-14583/2018

Судья Пичугин В. И.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Изоткиной И. В.,
судей Ситникова В. С., Нагиной О. Ю.,
при секретаре К.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области Стрельникова В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению Шохинская начальная общеобразовательная школа о понуждении к устранению нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической безопасности
по апелляционной жалобе муниципального казенного образовательного учреждения Шохинская начальная общеобразовательная школа
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 июля 2018 года, которым постановлено:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению Шохинская начальная общеобразовательная школа о возложении обязанности согласовать паспорт безопасности удовлетворить.

Возложить на муниципальное казенное образовательное учреждение Шохинская начальная общеобразовательная школа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность согласовать паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения Шохинская начальная общеобразовательная школа в доход муниципального образования – Иловлинский муниципальный район Волгоградской области государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Ситникова В. С., судебная коллегия

установила:

Прокурор Иловлинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКОУ «Шохинская НОШ» о возложении обязанности согласовать паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Иловлинского района установлено, что в МКОУ «Шохинская НОШ» не произведено согласование паспорта безопасности. В связи с выявленными нарушениями в адрес руководителя отдела образования опеки и попечительства администрации Иловлинского района Волгоградской области прокурором было внесено представление с требованием по их устранению. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся, работников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества. На основании изложенного, просил суд возложить на МКОУ «Шохинская НОШ» обязанность согласовать паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Судом постановлено указанное выше решение.

Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, в апелляционной жалобе МКОУ «Шохинская НОШ» оспаривает законность и обоснованность судебного постановления в части установления срока для исполнения решения суда, просит его в указанной части изменить, установив срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Закона правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий), (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений, разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12 марта 2009 года № Пр-567 и от 03 ноября 2009 года № Пр-3021, а также пункта 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 августа 2009 года № 6.

Данная Методика определяет основные показатели и критерии мониторинга состояния комплексной безопасности объектов, порядок сбора и обобщения сведений о состоянии комплексной безопасности объекта системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений.

Согласно п. 12 Методики мониторинг состояния комплексной безопасности осуществляется в указанных в нем типах учреждений, в том числе и в учреждениях образования без круглосуточного пребывания людей.

Согласно указанной Методике паспорт безопасности – это документ информационно-справочного характера, который отражает сведения о соответствии определенного объекта требованиям по обеспечению защиты от действий экстремистского или террористического характера, а также действий, которые несут (или могут нести) объективную угрозу безопасности людей.

В соответствии с пунктом 15 Методики, показатели и соответствующие им критерии мониторинга состояния комплексной безопасности конкретного корпуса (здания) отражаются в паспорте комплексной безопасности учреждения.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 19 октября 2011 года № СМ-948/08 «О безопасности образовательных учреждений» рекомендовано:
– провести мониторинг состояния комплексной безопасности образовательных учреждений;
– актуализовать паспорта комплексной безопасности образовательных учреждений в соответствии с методикой.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством к объектам, для которых должен быть разработан паспорт антитеррористической защищенности, относятся – учреждения образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (пункт 20).

В соответствии с пунктами 40, 41 названных Требований на каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими лицами и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки (пункт 42 Требований).

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в РФ в числе основных задач противодействия терроризму является устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, а также обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, МКОУ «Шохинская НОШ» является юридическим лицом.

Прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в МКОУ «Шохинская НОШ», в ходе которой было установлено отсутствие в данном образовательном учреждении паспорта безопасности объекта, согласованного с территориальными органами ФСБ РФ, Росгвардии, МЧС РФ.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области в адрес МКОУ «Шохинская НОШ» направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в котором требовалось безотлагательно рассмотреть его с участием представителя прокуратуры района и принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь.

Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание, что отсутствие паспорта безопасности ведет к существенному снижению уровня защищенности образовательного учреждения, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на МКОУ «Шохинская НОШ» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Решение суда, за исключением срока согласования паспорта безопасности, сторонами по делу не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не являются предметом проверки судебной коллегии, а потому судебное постановление в соответствующей части подлежит оставлению без изменения.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении МКОУ «Шохинская НОШ» срока для исполнения решения суда – 3 месяца с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.

Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывал представитель ответчика, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, в связи с чем доводы жалобы о недостаточности срока исполнения решения суда являются несостоятельными.

Иных доводов, оспаривающих решение суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного образовательного учреждения Шохинская начальная общеобразовательная школа – без удовлетворения.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно