Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Решение Хакасского УФАС от 15.10.2018 по делу № 12-А-18

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <...> – руководитель управления;
Члены комиссии: <...> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует);
<...> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции, в присутствии: представителя ответчика – от «У» <...> по доверенности б/н от 29.12.2017, выданной на срок до 31.12.2018, представителя заинтересованного лица – от МБУ «А» <...> по доверенности № 5 от 06.03.2018, выданной на срок до 31.12.2018, в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 12-А-18, возбужденное по признакам нарушения «У» (<...>) пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана, по содержанию в чистоте территории города Абакана, а также работ по нанесению разметки, эксплуатации светофоров и установки дорожных знаков, которые ставят МБУ «А» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке,

установила:

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В производстве Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия находилось заявление ООО «Ф» (от 17.11.2017 вх. № 8649) на действия «У» (далее – «У») по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана, по содержанию в чистоте территории города Абакана, а также работ по нанесению разметки, эксплуатации светофоров и установки дорожных знаков, которые ставят МБУ «А» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.

По мнению Хакасского УФАС России, действия «У» по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов ставят МБУ «А» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, что нарушает пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях «У» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 указанного закона выдало предупреждение № 2-П-18 от 10 января 2018 года о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего необходимо:

1. Если муниципальные задания на 2018 год выданы МБУ «А», привести муниципальные задания в соответствие с требованиями действующего законодательства путем недопущения включения в них положений, предусматривающих осуществление за счет субсидий выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов.

2. Принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при организации выполнения указанных работ, совершив действия по организации содержания указанных работ в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 02 февраля 2018 года.

Указанное предупреждение было предметом обжалования в арбитражных судах двух инстанций по делу № А74-2050/2018, признано соответствующим Закону о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

По состоянию на 14.02.2017 выданное Хакасским УФАС России предупреждение не исполнено. В связи с чем, в отношении «У» было возбуждено дело № 12-А-18.

Определением о назначении дела № 12-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.02.2018 года рассмотрение дела назначено на 27.03.2018 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 12-А-18 от 27.03.2018 года рассмотрение дела было отложено на 20.04.2018 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 12-А-18 от 20.04.2018 года рассмотрение дела было отложено на 17.05.2018 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 12-А-18 от 17.05.2018 года рассмотрение дела было отложено на 26.06.2018 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 12-А-18 от 26.06.2018 года рассмотрение дела было отложено на 14.08.2018 года, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены «А» (<...>), «Б» (<...>), «С» (<...>).

Определением об отложении рассмотрения дела № 12-А-18 от 14.08.2018 года рассмотрение дела было отложено на 14.09.2018 года.

14.09.2018 года проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по содержанию автомобильных дорог, устройству дорожной разметки, монтажу уличного освещения и иного электрооборудования на автомобильных дорогах, благоустройству ландшафта.

14.09.2018 года принято заключение об обстоятельствах дела, рассмотрение дела отложено на 11.10.2018 года. 14.09.2018 года в отношении «А», «Б» принято определение о прекращении участия ответчиков в рассмотрении настоящего дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) ответчиков. 14.09.2018 года в отношении «С» рассмотрение дела прекращено в связи с выдачей предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании комиссии представитель ответчика поддержала письменные пояснения от 08.10.2018 (вх. № 5443), а также заявила, что с 2019 года муниципальные задания для учреждения утверждаться не будут. Ответчиком готовятся документы о необходимости финансирования указанных видов работ по другому коду бюджетной классификации. В муниципальные задания на 2018 год для учреждения изменения вноситься не будут.

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ Муниципальное бюджетное учреждение города Абакана «А» (далее – МБУ «А», Учреждение) имеет двух учредителей – «К» и «У». Основной вид деятельности Учреждения – деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Постановлением «А» от 14.12.2015 № 2392 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Абакана и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

На основании вышеуказанного постановления «А» 30.12.2016 между «У» и Учреждением заключено соглашение № 48 о порядке и условиях предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ г. Абакана «А» (далее – Соглашение № 48), согласно которому Управление принимает на себя обязательства по предоставлению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет средств бюджета города Абакана в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2017 год, а Учреждение обязуется выполнить работы, определенные Муниципальным заданием на 2017 год:

– ремонт и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства;
– разметка объектов дорожного хозяйства;
– содержание объектов дорожного хозяйства;
– организация освещения улиц;
– содержание фонтанов.

Объем субсидии, предоставляемой Учреждению в соответствии с настоящим Соглашением, составляет 35 615 000 рублей.

Настоящее Соглашение вступает в действие с 01 января 2017 года и действует по 30 сентября 2017 года.

В соответствии с дополнительным соглашением № 6 к соглашению № 48 объем субсидии был скорректирован и составил 41 315 000 рублей, субсидия предоставляется до 31 октября 2017 года.

В соответствии с соглашением № 94 от 29.12.2017 о порядке и условиях предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ г. Абакана «А» (далее – Соглашение № 94) на аналогичные виды работ Учреждению предоставлены субсидии в размере 28 232 000 рублей. Субсидия предоставляется до 30 июня 2018 года.

В соответствии с дополнительным соглашением № 6 к соглашению № 94 объем субсидии был скорректирован и составил 48 395 300 рублей, субсидия предоставляется до 31 октября 2018 года.

Проанализировав положения части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статей 6, 38, частей 1 и 3 статьи 69.2, части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктов 5 и 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Хакасское УФАС России приходит к выводу о том, что работы по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе; организации освещения улиц; содержанию фонтанов и аналогичной деятельности, а также работы для физических и юридических лиц на договорной основе осуществляются непосредственно в интересах деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Абакан. Следовательно, указанные работы относятся к муниципальным нуждам и их финансирование должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По мнению антимонопольного органа, «У», утверждая муниципальные задания на выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов на 2017 – 2018 гг. ставит Учреждение в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по указанным видам работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.

Исследовав материалы дела № 12-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях «У» нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2), а также создание дискриминационных условий (пункт 8).

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в предоставлении Учреждению права на выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов на основании муниципальных заданий, соглашений № 48 и № 94 (с учетом дополнительных соглашений к ним) без проведения торгов, что создает угрозу недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Как следует из собранных материалов, Комитетом муниципальной экономики «А», Управлением коммунального хозяйства и транспорта «А» учреждено МБУ «А», являющееся некоммерческой организацией, которому утверждены муниципальные задания и предоставлены субсидии на финансовое обеспечение их выполнения.

Статьями 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения отнесены, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), и утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (часть 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, в числе которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации для целей применения бюджетного законодательства государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания; закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Согласно части 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Из части 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2017 году, следует, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Частью 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2017 году, предусмотрено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Таким образом, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные бюджетные учреждения для выполнения (оказания) физическим и юридическим лицам муниципальных работ (услуг) в определенных сферах с формированием и утверждением соответствующего муниципального задания, финансируемого за счет средств субсидий местного бюджета.

Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 178-ФЗ, действующего с 01 января 2018 года, в пункт 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации введен абзац второй, согласно которому государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.

В целях реализации вышеуказанных положений принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года № 1043 «О формировании, ведении и утверждении общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Вместе с тем в названных нормативных правовых актах не содержится положений о том, что включение вида работ (услуги) в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг не допускает предоставление данных работ (услуг) иными лицами (кроме муниципальных учреждений), которыми такое право получено посредством участия в торгах.

При таких обстоятельствах выводы Комиссии Хакасского УФАС России о том, что предоставление «У» МБУ «А» права на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства общего пользования местного значения в границах муниципального образования город Абакан, а также работ по содержанию в чистоте территории города Абакана на основании муниципальных заданий и соглашений № 48, № 94 без проведения торгов, создает угрозу недопущения, ограничения, устранения конкуренции, что является нарушением пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Аналогичные выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций при схожих обстоятельствах поддержаны Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 05.10.2015 № 301-КГ15-13427.

Формируя и утверждая муниципальные задания МБУ «А», «У» не указало в нем категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих работ.

Работы по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов направлены на решение таких вопросов местного значения (пункты 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), которые не относятся к тем видам работ и услуг, которые указаны в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и которые могут осуществляться в ходе исполнения муниципального задания, финансируемого путем выделения субсидий. Иными словами, потребителями указанных работ выступают не какие-либо категории физических и юридических лиц; указанные работы являются результатом и целью функционирования органов местного самоуправления, действующих в интересах всего населения муниципального образования.

МБУ «А» является хозяйствующим субъектом согласно определению, данному в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Действующее законодательство каких-либо специальных требований к ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять.

При указанных обстоятельствах, Хакасское УФАС России приходит к выводу, что указанные работы – это конкурентные виды деятельности, что также подтверждается доводами заявителя ООО «Ф», изъявившего желание участвовать в торгах.

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В части 2 статьи 1 Закона о контрактной системе закреплены правоотношения, к которым не применяются положения названного Закона. Приведенный в норме перечень является ограниченным и расширенному толкованию не подлежит. При этом данный перечень не содержит запрета на осуществление закупок работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях решения вопросов местного значения.

Согласно положениям статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

К конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом отнесены (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, постановлением «А» от 14.12.2015 № 2392 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Абакана и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее – Порядок № 2392), которым установлен порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города Абакана, созданными на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности города Абакана.

Согласно пункту 1.2, 2.4, 2.5 Порядка № 2392 муниципальные задания формируются и утверждаются отраслевыми органами «А», осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений, находящихся в их оперативной подчиненности в соответствии со структурой оперативной подчиненности муниципальных организаций города Абакана, утвержденной постановлением «А» (далее – главные распорядители бюджетных средств) после согласования с Бюджетно-финансовым управлением «А».

Муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий сроку формирования бюджета города, с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.6 Порядка № 2392).

На основании Постановления «А» от 14.12.2015 № 2392 между «У» и МБУ «А» 30.12.2016 заключено Соглашение № 48, 29.12.2017 – Соглашение № 94.

Сторонами Соглашений определено, что орган местного самоуправления принимает на себя обязательства по предоставлению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет средств бюджета города Абакана в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2017 – 2018 гг., а бюджетное учреждение обязуется выполнить работы, определенные муниципальным заданием на 2017 – 2018 гг. Муниципальное задание является неотъемлемой частью Соглашения и предусматривает выполнение работ: ремонт и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства; разметка объектов дорожного хозяйства; содержание объектов дорожного хозяйства; организация освещения улиц; содержание фонтанов (далее – спорные виды работ).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что действия «У» по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства; разметке объектов дорожного хозяйства; содержанию объектов дорожного хозяйства; организации освещения улиц; содержанию фонтанов ставят МБУ «А» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, что нарушает пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пунктам 2.4, 2.5 Порядка № 2392 проекты муниципальных заданий формируются главными распорядителями бюджетных средств в процессе формирования бюджета города Абакана («У») на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, проекты муниципальных заданий на очередной финансовый год формируются «У» до принятия городского бюджета.

Сформированные проекты муниципальных заданий представляются главными распорядителями бюджетных средств в «Б» в срок до 01 октября текущего финансового года. Сведения о планируемом финансовом обеспечении сформированных проектов муниципальных заданий учитываются главными распорядителями бюджетных средств при направлении в «Б» предложений по формированию ведомственной структуры расходов бюджета города Абакана на очередной финансовый год и плановый период.

Следовательно, в «Б» сформированные проекты муниципальных заданий с указанием получателя субсидий, его видов деятельности также направляются «У».

Муниципальные задания муниципальных учреждений подлежат согласованию с «Б».

Муниципальные задания утверждаются главными распорядителями бюджетных средств не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Из приведенных положений Постановления «А» следует, что первоначальные действия по формированию проектов муниципальных заданий, направлению их в «Б» и последующее утверждение осуществляет именно «У».

Кроме того, Постановление «А» не содержит конкретных получателей субсидий, видов деятельности бюджетных учреждений.

Таким образом, ссылка на муниципальные правовые акты не свидетельствует о правомерности действий «У» при формировании и утверждении муниципальный заданий для Учреждения.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения финансирование МБУ «А» путем выделения субсидии на основании утвержденных муниципальных заданий продолжает осуществляться, у Комиссии Хакасского УФАС России имеются основания для выдачи обязательного для исполнения предписания. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать «У» (ИНН <...>, ОГРН <...>) нарушившим пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий по утверждению муниципальных заданий на выполнение работ по содержанию объектов дорожного хозяйства города Абакана, по содержанию в чистоте территории города Абакана, а также работ по нанесению разметки, эксплуатации светофоров и установки дорожных знаков, которые ставят МБУ «А» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке

2. Выдать «У» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, начиная с 30 ноября 2018 года, организовать процесс расходования бюджетных средств на выполнение спорных работ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно