Курс ЦБ на 29 марта 2024 года
EUR: 99.7057 USD: 92.2628 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Ограничения на продажу алкоголя в общепите от региональных властей

К розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, предъявляются особые требования – установлены ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ (с 31.03.2017 действует в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ). Как и раньше, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом введения дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкоголя (помимо тех, что предусмотрены непосредственно указанным законом). Как показывает практика, не всякие дополнительные ограничения, установленные на уровне региона, признаются судами законными. (Об этом в консультации «Дополнительные ограничения по алкоголю»). В настоящее время появилось еще несколько апелляционных определений ВС РФ, которые будут интересны организациям и предпринимателям, торгующим алкоголем (ИП – только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой) при оказании услуг общепита. Рассмотрим их с учетом обновлений в Федеральном законе № 171-ФЗ.

Ограничение по площади

Пунктом 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ в прежней редакции было предусмотрено, что организации могут осуществлять розничную продажу алкогольной продукции только при условии наличия у них в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на праве аренды стационарных торговых объектов и складских помещений, общая площадь которых составляет:

– не менее 50 кв. м – при ведении деятельности в городских поселениях;
– не менее 25 кв. м – в сельских поселениях.

Это ограничение не распространялось на розничную продажу (как организациями, так и ИП) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

О том, каким образом считаются указанные площади при торговле алкоголем в общепите, мы писали ранее (см. консультацию «Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя»).

Правомерны ли действия субъектов РФ, скорректировавших это ограничение?

Ответ дадим на основе Апелляционного определения ВС РФ от 25.10.2016 № 43-АПГ16-17. Предметом изучения судей стал Закон Удмуртской Республики от 04.10.2011 № 44-РЗ «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики» в редакции Закона Удмуртской Республики от 08.04.2016 № 16-РЗ. Этим документом (п. 9 ч. 1 ст. 1) на территории Удмуртской Республики был среди прочего введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания, если одновременно не соблюдены следующие условия:

– наличие зала обслуживания посетителей площадью не менее 50 кв. м в городах республиканского значения и не менее 30 кв. м в иных населенных пунктах (пп. «а»);
– наличие не менее 6 столов и не менее 24 посадочных мест, оборудованных для обслуживания потребителей (пп. «б»);
– недопущение розничной продажи алкогольной продукции в закрытой таре (для потребления не на месте оказания услуг общепита) (пп. «в»).

Общество, осуществляющее розничную продажу алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, посчитало, что положение пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики № 44-РЗнарушает его право на ведение не запрещенной федеральным законом предпринимательской деятельности, связанной с реализацией алкогольной продукции при оказании услуг общепита. Ведь в отличие от нормы федерального закона, устанавливающей требование к площади стационарного торгового объекта в 50 кв. м вместе со складскими помещениями, региональный закон определяет тот же размер площади лишь стационарного торгового объекта без учета площади складских помещений.

В связи с этим общество обратилось в суд с административным иском о признании недействующим указанного подпункта. В итоге ВС РФ пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики № 44-РЗпризнал недействительным (решение Верховного Суда Удмуртской Республики, которым в удовлетворении иска было отказано, отменил).

Ключевой вывод ВС РФ: из сравнительного анализа оспариваемого пп. «а» и Федерального закона № 171-ФЗ следует, что региональный законодатель, устанавливая иные требования к площади стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в отличие от тех, которые уже урегулированы федеральным законом, вышел за пределы своих полномочий. Подобные требования не могли быть расценены судом в качестве дополнительных ограничений.

О новых требованиях

Когда продажа алкоголя и услуги общепита совместимы?

На основании п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции Федерального закона № 261-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только:

– в объектах организации общепита, имеющих зал обслуживания посетителей (ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных). На основании ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» к предприятиям (объектам) общепита также относятся предприятие быстрого обслуживания, кафетерий, буфет и магазин кулинарии. Как видим, они выведены из состава объектов, которые могут предлагать клиентам алкоголь. Возможно, это связано с тем, что согласно тому же стандарту на предприятиях быстрого обслуживания может быть собственный зал или зона в составе фуд-корта (ресторанного дворика), в магазине кулинарии предусмотрен торговый зал, а в кафетерии и буфете вообще необязательно наличие какого-либо зала;
– в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах);
– на водных судах;
– на воздушных судах.

При этом обязательным условием является вскрытие лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

К сведению: в абзаце 2 п. 7 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ закреплено: потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

(Представленные ограничения п. 4 не распространяются на случаи продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.)

Кроме того, по новым правилам допускается осуществление организацией (имеющей соответствующую лицензию) розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общепита в условиях выездного обслуживания, но если о времени, дате и месте такого обслуживания извещен лицензирующий орган. Форму уведомления и правила его представления должно установить Правительство РФ.

Требования к объектам общепита

С 31.03.2017 действуют специальные требования, предъявляемые к объектам, наличие которых является обязательным для продажи алкоголя в рамках оказания услуг общепита (см. п. 10 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ).

Итак, организации, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, по общему правилу должны иметь для таких целей стационарные объекты общепита в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (срок аренды должен быть определен договором и составлять не менее года).

POP_0417_Scheme-III.GIF

В ГОСТ 30389-2013, где приведено данное понятие, указано, что предприятия (объекты) общепита по мобильности делятся на стационарные и передвижные классификационные группы, по времени функционирования – на постоянно действующие и сезонные (летние). При этом определения понятия «стационарный объект общепита» в стандарте нет. Единственное, что отмечено: стационарные предприятия (объекты) общественного питания всех типов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта по ГОСТ 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». В связи с этим считаем возможным восполнить пробел путем использования определения понятия «стационарный торговый объект», представленного в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

POP_0417_Scheme-IV.GIF

Из общего правила есть исключение: требование об обязательном наличии стационарного объекта общепита не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции. Организации общепита, реализующие такой алкоголь, а также ИП (у них в ассортименте может быть только пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха) должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (ограничения по сроку аренды в этом случае не установлены) объект общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общепита. Другими словами, это необязательно будет стационарный объект, но с учетом п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ он должен иметь зал обслуживания посетителей. Из подпункта 3 п. 3.2-2 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ следует, что речь идет о торговле алкоголем при оказании услуг общепита на оптовых и розничных рынках, а также в нестационарных торговых объектах.

На железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования, торговля алкоголем в рамках оказания услуг общепита возможна при условии наличия у организации (ИП):

– в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного судна, воздушного судна;
– и (или) права оказывать в них услуги общественного питания.

Как видим, требования в отношении площади объекта общепита, зала облуживания посетителей на федеральном уровне отсутствуют. А могут ли их установить региональные власти? Ответ дадим позднее.

Про слабоалкогольные напитки

Полное ограничение по виду продукции

Напомним еще раз формулировку из Федерального закона № 171-ФЗ (абз. 2 п. 9, ранее – абз. 2 п. 5).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В свою очередь, судьи делают такой вывод: органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции исключительно по времени, условиям и местам розничной продажи названной продукции. В связи с этим они не вправе, допустим, вводить полный запрет на розничную продажу определенного вида алкогольной продукции. Еще одно подтверждение этому (в дополнение к случаям, описанным в материале «Дополнительные ограничения по алкоголю») – Апелляционное определение ВС РФ от 24.08.2016 № 33-АПГ16-15. Судьи признали недействительной ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 12.05.2015 № 45-оз, которой был предусмотрен запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков. (Статья 2 Областным законом Ленинградской области от 03.11.2016 № 82-оз признана утратившей силу.)

Ключевой вывод ВС РФ: оспариваемой нормой неправомерно введен запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Ленинградской области, тогда как Федеральный закон № 171-ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет.

В свете ситуации, которую мы будем рассматривать далее, нам в этом определении важны следующие рассуждения судей. Законодателем Ленинградской области введен запрет на оборот слабоалкогольной продукции, розничная продажа которой регулируется нормами Федерального закона № 171-ФЗ, а не в отношении иного вида алкогольной продукции, не предусмотренного ст. 2 этого закона.

С учетом такого подхода в свое время был признан недействительным п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). Этим пунктом был предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции и одновременно кофеина и (или) других тонизирующих веществ (гингозидов, элеутерозидов, схизандрина и подобных им тонизирующих веществ) в количестве не менее 15,1 мг в 100 мл данной продукции. (Пункт 2 Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З признан утратившим силу.) Однако у этой истории было продолжение.

Дополнительное временное ограничение по виду продукции

Статья 6.1 Закона Брянской области № 8-З, которой был предусмотрен дополнительный запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории Брянской области с 22.00 до 23.00 (при оказании услуг общепита он не действовал), была изменена Законом Брянской области от 02.08.2016 № 69-З. В итоге на указанной территории оказалась под запретом розничная продажа:

– всех видов алкогольной продукции с 22.00 до 8.00 по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и ИП при оказании ими услуг общественного питания, а также розничной продажи алкоголя в магазинах беспошлинной торговли (пп. 1);
– с 8.00 до 20.00 по местному времени алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции и одновременно кофеина и (или) других тонизирующих веществ (гингозидов, элеутерозидов, схизандрина и подобных им тонизирующих веществ) в количестве не менее 15,1 мг в 100 мл данной продукции (пп. 4).

Таким образом, законодательным органом Брянской области введен запрет на розничную продажу с 22.00 до 20.00 следующего дня отдельного вида алкогольной продукции (указанной в пп. 4). Правомерны ли такие действия на уровне региона, опять решал высший арбитр.

Верховный Суд РФ указал, что в ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ определены все виды алкогольной продукции, оборот и производство которой регулируется в Российской Федерации, а следовательно, и на территории Брянской области как субъекта РФ.

POP_0417_Scheme-V.GIF

Определяя основные понятия, используемые в Федеральном законе № 171-ФЗ, законодатель тем самым установил объекты регулирования, одним из которых является алкогольная продукция, перечисленная в ст. 2. Поэтому регулирование и на федеральном, и на региональном уровне осуществляется в отношении тех видов алкогольной продукции, что поименованы выше, в целом. Следовательно, субъекты РФ не могут вводить иные, чем предусмотрены федеральным законом, понятия, в частности, определяющие объекты регулирования, а именно так поступил законодатель Брянской области. Приняв оспариваемую норму, субъект РФ фактически самостоятельно сформировал отдельный объект регулирования, частично исключив его из состава закрепленных федеральным законодательством видов алкогольной продукции, то есть фактически установил правовые основы оборота и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, превысив свои полномочия в данной сфере.

Ключевой вывод ВС РФ: поскольку алкогольная продукция составляет единый предмет правового регулирования, органы государственной власти субъектов РФ не вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя, в том числе полный запрет на такую продажу, в отношении отдельных видов алкогольной продукции.

В итоге пп. 4 ст. 6.1 Закона Брянской области № 8-З признан недействительным (Апелляционное определение ВС РФ от 06.02.2017 № 83-АПГ16-17).

В качестве заключения

Органы государственной власти субъекта РФ наделены правом дополнительно к ограничениям на розничную продажу алкогольной продукции, предусмотренным ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, вводить свои ограничения, но только в части времени, условий и мест ведения такой продажи. Причем это правило распространялось и на розничную продажу алкоголя при оказании услуг общепита. Поэтому, в частности, региональные власти не могли установить иные требования к площади стационарных торговых объектов. Также на уровне субъекта РФ недопустим запрет на розничную продажу определенного вида продукции. Как указал ВС РФ в Апелляционном определении от 22.03.2017 № 4-АПГ17-4, поскольку алкогольная продукция составляет единый предмет правового регулирования, органы государственной власти субъектов РФ устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкоголя, в отношении отдельных видов алкогольной продукции не вправе. В конкретной ситуации органы государственной власти Московской области были не вправе не допускать розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков.

И, пожалуй, самый важный момент, касающийся розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Согласно абз. 4 п. 4 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ, введенному Федеральным законом № 261-ФЗ, с 31.03.2017 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. На основании этого Минфин делает вывод: розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общепита являются разными видами деятельности. А в статье 16 Федерального закона № 171-ФЗ сказано о возможности региональных властей введения дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. Поэтому, по мнению финансистов, органы государственной власти субъектов РФ не вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции (в том числе вводить полный запрет на розничную продажу) при оказании услуг общественного питания (письма от 20.03.2017 № 03-14-17/15653, от 20.02.2017 № 03-14-18/9679).



Давыдова О. В.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»


Комментарии (0)
Похожие документы