Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

В творческой деятельности простоев не бывает

Ни один работник не должен подвергаться дискриминации в трудовой сфере только из-за особенностей его трудовой деятельности.

Одним из самых специфичных видов этой деятельности является труд творческих работников. В Постановлении КС РФ от 06.10.2021 № 43-П (далее – Постановление КС РФ № 43-П) сделаны выводы, которые приведут к изменениям в ТК РФ в части регулирования труда именно творческих работников.

Простой бывает разный

Определение простоя приведено в ст. 72.2 ТК РФ: это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

В соответствии со ст. 157 ТК РФ в общем случае время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

В редакции данной нормы, которая будет действовать с 01.03.2022, уточнено, что это правило не относится к случаям, предусмотренным ТК РФ (изменение внесено Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ).

Здесь же указано, что, например, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

А время простоя по вине работника вообще не оплачивается.

Но особые правила в отношении простоя установлены для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и для иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

К сведению: эти особые правила распространяются не на всех творческих работников и не на все работы, выполняемые ими, а только на те профессии, должности и работы, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2007 № 252.

Если в случаях, приведенных в Постановлении Правительства РФ № 252, творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений либо не выступают, то указанное время не является простоем. Соответственно, работодатель не должен выплачивать за это время 2/3 средней заработной платы либо тарифной ставки, оклада.

Работодателю лишь предоставлено право установить иные условия оплаты этого времени коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. В соответствии с обозначенными актами названное время, не будучи простоем в понимании ст. 157 ТК РФ, тоже может оплачиваться в размере и порядке, предусмотренных данными актами.

Конституционный суд о специфике труда творческих работников

В Постановлении КС РФ № 43-П отмечается, что выделение таких работников в отдельную категорию обусловлено в первую очередь спецификой выполняемого ими творческого труда как особого вида профессиональной деятельности, в процессе которой создаются и (или) интерпретируются определенные культурные ценности, а также неразрывно сочетаются духовная и материальная составляющие данного труда, характеризующегося к тому же повышенной умственной и эмоциональной напряженностью.

При этом специфика трудовой деятельности творческих работников, непосредственно участвующих в спектаклях, концертах и иных зрелищных мероприятиях, предполагает в ряде случаев возможность несоблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени, допущение работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, исполнение трудовых обязанностей вне местонахождения работодателя (гастроли, выездные спектакли и т. п.), что, в свою очередь, предопределяет установление особых норм и правил, касающихся регулирования отношений в сфере рабочего времени и времени отдыха таких работников, а также оплаты их труда.

Тем не менее КС РФ признал, что при осуществлении правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданином своих способностей к труду на основе такой правовой формы распоряжения ими, как заключение трудового договора с работодателем, федеральный законодатель, руководствуясь конституционными предписаниями, установил в ТК РФ общие принципы и нормы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, распространяющиеся на всех работников и работодателей независимо от вида осуществляемой ими экономической деятельности, а также специальные нормы, предусматривающие особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

На примере деятельности артистов-вокалистов (солистов) суд указал, что те члены творческого коллектива, кто по каким-либо причинам не может принимать и не принимает участия в театрально-постановочном процессе, автоматически попадают в положение артистов, фактически приостановивших работу, и перестают исполнять остальные трудовые (должностные) обязанности, в частности связанные с поддержанием на должном уровне и совершенствованием своих квалификационных навыков и профессионального мастерства (так называемой творческой формы), которые по общему правилу должны осуществляться этими работниками непрерывно.

Арбитражная практика формальна

КС РФ недвусмысленно разъяснил, что в ч. 5 ст. 157 ТК РФ законодатели исключили возможность необоснованного отнесения творческих работников, все же продолжающих исполнять определенную часть своих трудовых (должностных) обязанностей, к иной категории работников, а именно к лицам, фактически приостановившим работу (то есть полностью не исполняющим свои трудовые (должностные) обязанности) в связи с простоем, а равно и применения при оплате труда указанных творческих работников правил, установленных законом для такой категории, как «лица, вынужденно приостановившие работу вследствие простоя».

В Постановлении КС РФ № 43-П рассмотрена следующая ситуация. На основании коллективного договора приказом директора театра была предусмотрена оплата труда отдельных артистов-вокалистов (солистов) в период незанятости в репетиционном процессе и спектаклях текущего репертуара исходя из 2/3 установленной им тарифной ставки (оклада).

Артистка, которой производилась такая оплата, обратилась в районный суд. По ее мнению, работодателем неверно истолкована ч. 5 ст. 157 ТК РФ. В трудовом договоре, заключенном с артисткой, и в дополнительных соглашениях к нему отсутствуют положения о том, что в случае, если она не участвует в течение какого-либо времени в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений либо не выступает, не участвует в репетиционной работе, выплачиваемая ей заработная плата подлежит уменьшению.

Но работодатель в нарушение условий трудового договора и действующего трудового законодательства в одностороннем порядке изменил размер заработной платы истца на основании норм коллективного договора. Этим нормам, ухудшающим положение работника, был отдан приоритет перед трудовым договором, что является недопустимым. Если коллективный договор устанавливает иные правила по сравнению с действующим трудовым договором, его нормы могут применяться только по письменному согласию обеих сторон, в противном случае имеет место нарушение ст. 72 ТК РФ.

Кроме того, артистка не занята в репетиционном процессе и спектаклях текущего репертуара в связи с безосновательными действиями работодателя, направленными на дискредитацию истца и невключение ее в состав ролей. Несмотря на это, истец ежедневно (кроме выходных дней) приходит на работу в театр и самостоятельно занимается на сцене, повторяет сценические движения, занимается тренажем, осуществляет самоподготовку по материалам текущего репертуара, постоянно совершенствует свое мастерство, сохраняет и поддерживает внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ранее партий, то есть в рамках своих реальных возможностей в полном объеме исполняет должностные обязанности, возложенные на нее трудовым договором и должностной инструкцией.

В Решении Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26.02.2020 по делу № 2-855/2020 эти аргументы были признаны неубедительными.

По мнению судей, работодатель вправе самостоятельно определить порядок оплаты времени незанятости в репетиционном процессе и спектаклях текущего репертуара, поскольку для творческих работников в такой ситуации трудовое законодательство не предусматривает каких-либо специальных гарантий оплаты труда, установленных по общему правилу.

Эти выводы признаны верными в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС Удмуртской Республики от 06.07.2020 по данному делу.

Здесь судьи подчеркнули, что сохранение заработной платы в полном размере было бы возможно только при условии отсутствия соответствующего локального нормативного акта учреждения. Арбитры указали: работодатель, определяя порядок и размер оплаты труда такому работнику в обозначенный период, не квалифицировал эти правоотношения как простой, соответственно, размер оплаты труда в данном периоде нельзя расценивать как оплату времени простоя.

Не нашел ошибок в названных судебных решениях и Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Определение от 03.09.2020). А Определением судьи ВС РФ от 19.11.2020 отказано в передаче кассационной жалобы по данному делу для рассмотрения на судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ.

Принципиальное решение КС РФ

КС РФ со своей стороны констатировал, что в ч. 5 ст. 157 ТК РФ законодатель фактически дал преимущество работодателю в определении того, как должно оплачиваться время незанятости в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

В результате на практике работодатели оплачивают это время на уровне оплаты времени простоя. Такой подход имеет поддержку и в арбитражной практике (пример тому – дело, рассмотренное в Постановлении КС РФ № 43-П).

Конституционные судьи нашли в этом противоречие положениям Конституции РФ. Они решили, что в ч. 5 ст. 157 ТК РФ должен быть установлен минимальный размер оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений либо не выступают. Установить этот размер судьи КС РФ поручили федеральному законодателю, как всегда, не определив конкретных сроков для выполнения данного поручения.

Однако названная норма уже признана частично не соответствующей Конституции РФ именно в той мере, в какой она, не устанавливая минимального размера оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений либо не выступают, порождает возможность произвольного уменьшения размера заработной платы указанных работников, фактически исполняющих (хотя и в меньшем объеме) свои трудовые (должностные) обязанности.

То есть до внесения изменений в ч. 5 ст. 157 ТК РФ работодатели не будут вправе уменьшать размер оплаты обозначенного времени по сравнению со временем исполнения обязанностей в полном объеме.

Поправки будут внесены

Отметим, что законодатели уже принялись за работу в обозначенном Конституционным судом направлении. Они готовят комплексные изменения в порядке регулирования труда творческих работников. С этой целью общественное обсуждение проходит сейчас соответствующий законопроект.

На данном этапе определенные нормы такого регулирования, содержащиеся в разных статьях ТК РФ, в том числе в ч. 5 ст. 157 ТК РФ, предлагается отменить. Особенности труда творческих работников будут регулироваться в отдельной новой главе.

В частности, будет установлено, что, помимо условий, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с творческим работником будет являться условие о размере и порядке оплаты периода, в течение которого творческий работник не участвует в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

Причем по-прежнему будет определено, что данный период не признается временем простоя и оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада).

Правда, обозначенный законопроект еще даже не внесен в Государственную Думу, а им же установлен срок вступления в силу в течение полугода после публикации. Не очень-то это согласуется с кратчайшими сроками, на которые указал Конституционный суд. Но перспективы для творческих работников есть.



Подкопаев М. В.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»


Комментарии (0)
Похожие документы