Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Комментарий к Определению ВС РФ от 19.01.2018 № 304-КГ17-21192 по делу № А27-23021/2016: о документальном подтверждении размера убытков

Практика свидетельствует, что организации пользуются предусмотренным гл. 25 НК РФ правом переноса убытков на будущее. Однако нередко использование этого права ведет не к получению налоговой экономии, а к доначислениям (пени и штрафа). В комментируемом определении судья Верховного суда согласилась с АС ЗСО, который в Постановлении от 26.09.2017 № Ф04-3478/2017 по делу № А27-23021/2016 признал обоснованным вывод инспекции о неправомерности уменьшения базы по налогу на прибыль за 2014 год на сумму убытков, образовавшихся в 2008 – 2010 годах. Причина – убытки не подтверждены соответствующими документами.

Отказывая в передаче дела для пересмотра, судья ВС РФ обычно не раскрывает аргументы сторон. Так и на этот раз. В комментируемом определении лишь указано, что мнение АС ЗСО основано:

– на положениях ст. 23, 89, 252, 265, 274, 283, 313, 314 НК РФ и нормах Закона о бухгалтерском учете;
– на правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12.

Для того чтобы понять, какие ошибки допустила организация, необходимо обратиться к постановлению окружного суда. Итак, в целях подтверждения факта и размера убытков, образовавшихся по итогам 2008 – 2010 годов, организация представила:

– декларации по налогу на прибыль за 2006 – 2011 годы;
– регистры налогового учета за 2006 и 2011 годы;
– письма о представлении в инспекцию налоговых регистров за 2007 – 2010 годы;
– регистры бухгалтерского учета за 2008 – 2010 годы.

Перечисленные документы инспекторы и арбитры признали недостаточными доказательствами несения затрат, влекущих формирование убытка в заявленном организацией размере. При этом было указано:

– организации обязаны хранить документы в течение всего срока списания убытков даже в том случае, если за периоды, в которых понесены убытки, уже проводились налоговые проверки;
– регистры бухгалтерского и налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации и в отсутствие первичных учетных документов не могут подтверждать размер понесенного обществом убытка и период его возникновения, поскольку все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами;
– акты выездных налоговых проверок за предыдущие налоговые периоды, в рамках которых не было установлено налоговых правонарушений, не исключают возможность привлечения к налоговой ответственности.

К сведению: арбитры исходили из того, что НК РФ не содержит норм, освобождающих налогоплательщика от ответственности за выявленное налоговое правонарушение по причине неустановления такового в предыдущих периодах.

Суды также отметили:

– налогоплательщик не утверждал формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов;
– организация представила не все регистры, используемые при определении базы по налогу на прибыль (отсутствуют за 2008 год регистры по учету прямых расходов, по начислению амортизации ОС);
– имеющиеся регистры оформлены с нарушениями: не содержат данных о наименовании единицы учета ОС и ТМЦ, о первичных учетных документах (дата, номер, наименование) и иных источниках информации (в том числе справки бухгалтера, регистра учета или расчета) и др.

Полагаем, АС ЗСО не только достаточно полно раскрыл доводы налогоплательщика, но и обосновал свое мнение. Причем обстоятельства данного налогового спора являются типичными: организации часто приводят названные выше аргументы, а суды также часто отклоняют их как необоснованные (не соответствующие нормам Налогового кодекса).

Важно понимать, что в пользу налоговых органов сформировалась обширная судебная практика, основанная в том числе на позиции, содержащейся в Постановлении Президиума ВАС РФ № 3546/12. В нем указано: при исчислении налога на прибыль налогоплательщикам предоставлено право учесть убыток при условии соблюдения установленных законом требований. К их числу п. 4 ст. 283 НК РФ отнесена обязанность налогоплательщиков хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Вывод судов об отсутствии у налогоплательщика обязанности хранить первичные учетные документы, подтверждающие размер сформированного им убытка, является ошибочным. В случае отражения в налоговой декларации убытка без соответствующих подтверждающих первичных документов на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов порядок, установленный названным пунктом, нельзя признать соблюденным.

Поскольку возможность учесть суммы убытка носит заявительный характер и на налогоплательщика возложена обязанность доказать их правомерность и обоснованность, при отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, налогоплательщик несет риск неблагоприятных налоговых последствий.

Кодекс не содержит исключений и для случаев заявления в налоговых декларациях убытка, полученного правопредшественником проверяемого налогоплательщика. При отсутствии первичных учетных документов реорганизованного предприятия, подтверждающих размер понесенного им убытка и период его возникновения, налоговые регистры, налоговые декларации и передаточные акты данного юридического лица не могут быть признаны достаточными доказательствами несения подобных затрат, влекущих формирование убытка в заявленном предприятием размере. Налогоплательщик обязан хранить первичные документы, обосновывающие размер убытка, полученного правопредшественником, несмотря на то, что на момент проведения налоговой проверки истек общий (четырехгодичный) период хранения «первички».

К сведению: организации важно обеспечить сохранность первичных документов на протяжении тех лет, когда она осуществляет перенос (учитывает) ранее полученной суммы убытков, плюс четыре года (общий срок хранения документов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В заключение обратим внимание налогоплательщиков на Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/539@. В нем налоговая служба напомнила, что благодаря Федеральному закону от 30.11.2016 № 401-ФЗ в ст. 283 НК РФ появился п. 2.1, согласно которому в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база за текущий отчетный (налоговый) период (за исключением предусмотренных Кодексом случаев) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%. Далее ФНС разъяснила:

– указанное ограничение применяется при уменьшении на убытки прошлых налоговых периодов налоговой базы, сформированной за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020;
– при представлении уточненных налоговых деклараций (с применением механизма переноса убытков на будущее) за налоговые (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (в том числе за 2016 год), ограничение, установленное п. 2.1 ст. 283 НК РФ, не применяется.




Соловьева А. А.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»


Комментарии (0)
Похожие документы