Выберите субъект РФ
Все субъекты РФ

Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Байконур
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Крым
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Севастополь
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область

Данная функция доступна только для зарегистрированных пользователей.


Если вы являетесь зарегистрированным пользователем, пожалуйста, авторизуйтесь.
Если нет – оформите доступ к любому каталогу нашей системы.

Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта


2. Международный опыт развития адаптивной физической культуры и спорта по результатам реализации программ Всемирной Организации Здравоохранения

Редакция на дату:

2. Международный опыт развития адаптивной физической культуры и спорта по результатам реализации программ Всемирной Организации Здравоохранения

В настоящее время в мире реализуются программы Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) «Инвалидность и реабилитация», а также «Социальные детерминанты здоровья», которые, в частности, предполагают реализацию мер по профилактике инвалидности и повышению степени интеграции инвалидов в общество посредством преодоления различных барьеров.

В программе ВОЗ «Инвалидность и реабилитация» дается определение инвалидности и характеристика основных факторов, ограничивающих жизнедеятельность в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ): «инвалидность является зонтичным термином для нарушений, ограничений активности и ограничений возможности участия. Инвалидность – это взаимодействие людей с нарушениями здоровья (например, с церебральным параличом, синдромом Дауна и депрессией) с личными и контекстовыми факторами (такими как негативное отношение, недоступность транспорта и общественных зданий и ограниченная социальная поддержка).

По оценкам, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15% населения мира. От 110 миллионов (2,2%) до 190 миллионов (3,8%) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья.

Статья 25 Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о правах инвалидов (КПИ) подтверждает право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации.

Некоторые исследования показывают, что для инвалидов характерны более высокие показатели таких рискованных форм поведения, как курение, ненадлежащее питание и отсутствие физической активности.

Показатели смертности среди инвалидов варьируются в зависимости от состояния здоровья. Тем не менее, по данным исследования, проведенного в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, у людей с нарушениями психического здоровья и умственными расстройствами ожидаемая продолжительность жизни меньше» (27).

Программа ВОЗ «Социальные детерминанты здоровья» определяет соответствующие детерминанты следующим образом: «Социальные детерминанты здоровья – это условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения. Эти обстоятельства формируются под воздействием распределения денег, власти и ресурсов на глобальном, национальном и местном уровне, на которые, в свою очередь, оказывает воздействие проводимая политика. Социальные детерминанты здоровья являются основной причиной несправедливости в отношении здоровья – несправедливых и предотвратимых различий в состоянии здоровья, наблюдаемых внутри стран и между ними» (28).

В заключительном докладе Комиссии по социальным детерминантам здоровья (КСДЗ) в августе 2008 года содержатся три общие рекомендации – по улучшению условий повседневной жизни, по преодолению несправедливого распределения власти, денег и ресурсов, по оценке проблемы и воздействия принимаемых мер. В частности, среди основных направлений по преодолению условий, определяющих социальные детерминанты здоровья выделяется «создание справедливых возможностей для здорового и безопасного образа жизни, включая стимулирование физической активности...» (29).

Документы, подготовленные к «Совещанию высокого уровня ООН по вопросам инвалидности и развития для глав государств и правительств» Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 23 сентября 2013 г.) с общей темой совещания «Путь вперед: вопросы инвалидности в повестке дня в области развития до и после 2015 года», в частности, включают «Всемирный доклад об инвалидности» ВОЗ и Всемирного банка. В указанном докладе отмечены негативные тенденции последнего времени по дальнейшему росту количества инвалидов в связи с неуклонным старением населения и одновременным очевидным возрастанием риска инвалидности и прогрессивного увеличения заболеваемости диабетом, сердечно-сосудистыми, онкологическими и психическими расстройствами (30).

Предложенная в докладе «концепция инклюзивного мира, в котором все мы имеют возможность вести здоровую, комфортную и достойную жизнь», основанная на «Конвенции ООН о правах инвалидов» от 2008 года, в частности, предполагает «практические шаги для всех заинтересованных сторон – включая правительства, структуры гражданского общества и организации инвалидов, – по созданию благоприятной окружающей среды, развитию реабилитационных и вспомогательных услуг, обеспечению соответствующей социальной поддержки, разработке инклюзивных мер политики и программ, и обеспечению применения новых и существующих стандартов и законодательных актов в интересах инвалидов и широкой общественности». Особо отмечается, что инвалиды должны быть в центре этих усилий, а проведение реабилитационных мероприятий на уровне общин является важной частью процесса оказания помощи (30).

Опыт реализации программ ВОЗ в зарубежных странах непременно включает продвижение различных форм двигательной активности, в том числе и двигательную рекреацию, в качестве основных условий достижения положительного результата.

Необходимо отметить, что термины «адаптивная физическая культура» (Adapted Physical Education) и «адаптивный спорт» во многих зарубежных странах трактуются широко и нередко охватывают все виды двигательной деятельности, за исключением спорта высших достижений лиц без нарушений в состоянии здоровья – то есть массовый спорт, физическое воспитание на различных этапах получения образования, рекреационную двигательную активность и собственно двигательную деятельность инвалидов, уделяя особое внимание интеграции лиц с особыми потребностями. Адаптивное физическое воспитание (APE) – это искусство и наука о разработке, реализации и мониторинге тщательно разработанных учебных программ по физическому воспитанию для ученика с ограниченными возможностями на основе их предварительной комплексной оценки с целью предоставить обучаемым навыки, необходимые для полноценной жизни, с использованием мест отдыха, досуга, спорта и приобретения опыта для повышения физической подготовленности и хорошего самочувствия (31).

В США физическая активность, независимо от формы реализации, является одним из основных компонентов здорового образа жизни.

АФК является субдисциплиной физического воспитания, при этом пристальное внимание уделяется интеграции школьников и студентов с особыми потребностями.

На федеральном и на уровне штатов действуют организации, существующие на спонсорские пожертвования или обеспеченные грантами федерального или местного значения (на уровне правительства штата), в которых трудятся как добровольцы, так и штатные сотрудники. Часто подобные центры базируются в исследовательских и учебных университетах, объединяя потенциал сразу нескольких некоммерческих и коммерческих организаций (32, 33, 34, 35). Такие организации, являясь, по сути, результатом активной жизни гражданского общества, способствуют вовлечению в различные формы АФК людей различных возрастных групп, как с ограничениями жизнедеятельности, так и относительно здоровых, используя мотивационные стимулы. Большое значение придается консультированию по правильному и здоровому питанию, особенно в сочетании с применением АФК.

Важнейшим обстоятельством является участие специалистов-медиков в консультационной работе подобных организаций, часто на безвозмездной основе.

Упомянутые организации с помощью проведения соревнований на местном уровне способствуют формированию национальных сборных паралимпийских команд. Проведение соревнований, формирование групп занимающихся по видам спорта или двигательной рекреационной деятельности способствует формированию здорового образа жизни и профилактике инвалидности в разных возрастных группах.

В странах Британского содружества, в частности в Великобритании, основной организацией, курирующей АФК и адаптивный спорт, является Английская федерация спорта инвалидов – EFDS (36).

Цели организации, действующей в рамках спонсорской поддержки:

– осуществлять стратегическое руководство и прямую поддержку, чтобы привлечь больше инвалидов в спорт и реализацию физической активности;

– добиться признания в качестве авторитетного источника для инвалидов в области спорта и физической активности в Англии;

– быть центральным ресурсом для исследования доказательств, относящихся к инвалидам и инвалидному спорту;

– процессы сильного и эффективного взаимодействия и партнерства, которые приводят к улучшению инфраструктуры спорта, продуктов и услуг, доступных для инвалидов, осуществляются вместе с NGBs National Governing Bodies), CSPs (Сеть сотрудничества местных агентств по расширению участия в спорте и физической активности), NDSOs (National Disability Sport Organisations – Национальная организация инвалидного спорта) и другими партнерами;

– работать совместно с инвалидами и разработать эффективную платформу для активного их участия в занятиях спортом и физической активностью;

– обеспечить подготовку к участию инвалидов в спорте и физической активности с помощью специальной программы мероприятий;

– обеспечить влияние и поддержку индустрии здоровья и фитнес-индустрии, чтобы обеспечить высокое качество комплексного обслуживания;

– продвижение и развитие конкретных программ и мероприятий, чтобы поддержать рост участия молодых людей с ограниченными возможностями в спорте и физической активности;

– генерировать значительные дополнительные доходы и возможности финансирования для поддержки участия людей с ограниченными возможностями в области спорта и физической активности.

Британская паралимпийская ассоциация – общественная организация, существующая на спонсорские пожертвования (37). Основная задача – организация соревнований и формирование паралимпийских национальных команд по летним и зимним видам спорта. Отмечены заслуги именно этой организации в успешном формировании национальной паралимпийской сборной. Трех призеров Лондонской Паралимпиады удалось выявить за короткий промежуток времени до ответственного старта благодаря активному процессу отборочных соревнований местного уровня.

На уровне местного самоуправления в Великобритании реализация программ АФК происходит под управлением муниципалитетов (графств), при этом основная материальная нагрузка по обеспечению процесса ложится на спонсоров, а обязательный по законодательству врачебный контроль осуществляют, как правило, на добровольной основе семейные врачи, обслуживающие данную местность.

Вся деятельность в области АФК, как и во всем ЕС, осуществляется только специалистами, имеющими лицензию. При этом приветствуется и предоставляется возможность приобретения дополнительного образования в области АФК для врачей, медсестер, массажистов.

Департамент по вопросам культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании (https://www.gov.uk) курирует множество проектов, направленных на:

– поддержание и улучшение спортивных результатов спортивной элиты Великобритании (помощь лучшим спортсменам полностью раскрыть свой потенциал, что дает им больше шансов конкурировать в Великобритании и поддерживать спорт высших достижений, свободным от наркотиков и допинга);

– создание долговременного наследия Олимпийских и Паралимпийских игр 2012 года (игры в Лондоне в 2012 году продолжат приносить пользу всей стране в течение многих лет);

– увеличение количества людей, занимающихся спортом (помогать людям заниматься спортом с раннего возраста и призывать их продолжать занятия на протяжении всей их жизни).

Основная деятельность департамента проходит под девизом: «спорт может улучшить здоровье людей, а также обеспечить обогащение их жизни. Инвестиции в объекты и поощрение участия в массовом спорте среди взрослых, а также детей будут приносить огромную пользу «.

Одна из программ направлена на поддержание обратной связи с организацией физкультурно-спортивной практики на местах – с уровня школы, органов самоуправления различной подчиненности. Программа была разработана, чтобы непосредственно обеспечить влияние культуры и спорта на политику, и предполагает сбор сквозных социальных и экономических данных, фактов (в области культуры и спорта) с последующим анализом и обработкой. В результате на сайте в общественном доступе имеется набор постоянно обновляемых данных о вовлечении населения в спортивно-оздоровительную деятельность. Таким образом, осуществляется интерактивный контроль над эффективностью государственных программ.

В реализации программ АФК, таких как «Проект Возможность», «Активность для всех детей», «Параспорт», «Школьные соревнования» (Sainsburys School Games), «Спортивный шанс» (Sporting Chance programme) принимает участие Департамент образования (Department for Education), как основной источник финансирования на уровне государственных школ разного уровня и одновременно надзорный орган.

Целевая деятельность Юношеской Спортивной Независимой благотворительной организации YOUTH SPORT TRUST посвящена изменению жизни молодежи через спорт. Основанная в 1994 году, она выполняет задачу помощи всем молодым людям в реализации своего потенциала в жизни путем предоставления возможности высококачественных физического воспитания и спорта.

Множество активно реализуемых совместно с правительственными, муниципальными органами, школами, высшими и средними учебными заведениями программ включают проект «Возможность» (Ability). Целью номер один проекта является возможность как можно большему количеству молодых учащихся с ограниченными возможностями принимать участие в соревновательных видах спорта. Через школьные игры и сеть из каждой отобранной 50 школ в Англии, ведущих проект «Возможность», установлено опытом, что привлечение молодых инвалидов школами может улучшить качество жизни и расширить применение физической активности для учащихся с ограниченными возможностями.

Проект поставляется как часть школьных игр (соревнований), и включает в себя:

– заказ подготовки, чтобы обеспечить рекомендациями местные советы и организаторов Игр для принимающих школ;

– создание и внедрение на местах еще более конкурентных возможностей для молодых людей с ограниченными возможностями;

– развитие деятельности спортивного клуба школы.

Для того чтобы запустить инклюзивную спортивную деятельность школ рекомендуется работать наряду с национальными руководящими органами спорта, включая форматы советов и рекомендаций о том, как адаптировать деятельность, а также в специальных форматах, доступных на веб-сайте школьных игр. Школы могут использовать включительно эти форматы во внутри- и межшкольных соревнованиях (уровни 1 и 2), а в том числе мероприятий для инвалидов в рамках соревнований 3-го уровня (округа). Лучшие ученики могут конкурировать в финале школьных игр Sainsbury`s.

Для оказания учащимся более существенной или значительной помощи можно использовать бесплатную загрузку с сайта YOUTH SPORT TRUST. Благодаря использованию видео и загружаемых документов, ресурс имеет высокий спектр возможностей и настроек по трем направлениям деятельности практиков по вопросам форматов АФК.

Пользователю легко следовать разделам:

– пособие для ДСП и спортивного руководства;

– спортивные секции инвалидов со спортивными и адаптироваными играми;

– спортивные секции АФК предлагают более традиционные виды спорта и их адаптированные формате;

– соревнования активных детей Sainsbury`s для всех.

По похожей схеме формируется реализация программ АФК в Австралии, Канаде, Ирландии (38, 39, 40).

В Австралии учреждения Спорта инвалидов или национальных организаций спорта для людей с ограниченными возможностями обеспечивают разнообразие услуг и возможностей для людей с широким спектром инвалидности. Эти учреждения могут облегчить/обеспечить участие в рекреационной деятельности, реализовать возможности спортсменов-инвалидов на высоком уровне, в том числе – участие в элитных соревнованиях.

Их деятельность контролируется и софинансируется Австралийской спортивной Комиссией (ASC) правительства, деятельность которой регулируется Советом уполномоченных, которые привносят широкий спектр экспертных знаний для руководства работой ASC. Совет включает в себя бывших спортсменов, деловых людей и журналистов, каждый с обширными, и конкретными знаниями высокой квалификации (http://www.ausport.gov.au).

Организационное, научное и финансовое сопровождение спортивной подготовки паралимпийцев осуществляется AIS (Australian Institute of Sport) – государственной организацией, основанной на опыте Европейских научно-исследовательских институтов спорта в 1975 году и показавшей свою высокую эффективность.

Австралийский паралимпийский комитет (http://www.paralympic.org.au) совместно с партнерами обеспечивают широкий спектр возможностей для людей с физическими, зрительными и интеллектуальными нарушениями, предоставляя участие в общенациональных днях «Прими Участие» (Get involved). Как правило, они организуются по целому ряду паралимпийских видов спорта и, как правило, в спорте определенных параметров (например, стрелковый спорт) совместно с национальной федерацией, с участием государственных спортивных организаций или частных клубов. В эти дни, как правило, мероприятия открыты для всех людей с нарушениями, которые позволили бы им принять участие в мероприятиях в каждом индивидуальном виде спорта, в настоящее время включенном в календарь Паралимпийских игр.

На сайте имеется возможность самостоятельного определения предварительной классификационной категории и уровня оценки спортивных результатов, а также оказывается интерактивная помощь для проведения подготовительных мероприятий, чем обеспечивается массовость участия.

Организация Australian Athletes with a Disability Limited была образована в 2003 году для представления интересов своих членов спортивным организациям инвалидов путем создания «зонтика» для координации отношений с Комиссией австралийского спорта (ASC).

«Зонтик» сформирован в результате слияния следующих организаций:

– Австралийские организации спортивных мероприятий для инвалидов (ASOD), основано в 1981 году;

– Федерации австралийского спорта и отдыха Детского церебрального паралича (CPASRF), основано в 1989 году;

– Инвалидного спорта Австралии (WSA), основано 1950 году.

Организация Australian Athletes with a Disability Limited изменила свое название в 2013 году и теперь именуется как Организация «Инвалидного Спорта Австралии» (Disability Sports Australia – DSA) (41)

– высший национальный орган Австралии, представляющий спортсменов с физическими недостатками.

Это изменение отражает эволюцию, достигнутую в результате жизненно важной работы в привлечении людей по всей Австралии, начиная с низового звена и до элитных паралимпийцев с любыми нарушениями жизнедеятельности по 10 основным видам.

DSA продолжает финансирование и ресурсного обеспечения своих членов для проведения программ и разработок, начиная с низового, на национальном уровне. Эта работа включает в себя не только финансирование программ для спортсменов, но и подготовку и аккредитацию тренеров и официальных лиц, в зону внимания входят юниоры, клубы, отдельные добровольцы и региональных пользователи.

Девиз организации – быть высшим национальным органом для государственных и других спортивных и развлекательных организаций, представляющих людей с физическими нарушениями.

Миссия – помощь нашим пользователям, мы помогаем людям с физическими недостатками развиваться и взаимодействовать с сообществом через участие в спорте и реализовать возможности для отдыха: «Спорт и отдых для всех возможностей».

Основными целями являются:

– Выполнять роль Национального координационного органа, обеспечивая единую точку контакта между организациями-партнерами (например, ASC, APC and NSOs) и штатов и территорий членов (например, Wheelchair Sports NSW, Sporting Wheelies and Disabled Association и т. д.);

– Обеспечить возможности для развития спортсменов на национальном уровне и поддержки путей от низовых до национального уровня;

– Администрирование инвалидного регби и баскетбола на колясках Национальной Лиги, а также национальных чемпионатов Lawn Bowls Multi для инвалидов.

В Канаде обращает на себя внимание успешная самоорганизация ряда муниципалитетов в вопросах адаптированной двигательной активности (42, 43).

Цель этого сотрудничества и партнерства между шестью муниципалитетами округа Pictou, заключается в том, чтобы обучить и мотивировать всех граждан, увеличить объем их ежедневной физической активности в целях создания более счастливого, здорового и активного сообщества. Бренд «активность округа Pictou» был создан в качестве движущей силы для достижения этой цели. В частности, по инициативе Active Pictou County возникли партнерские отношения с другими организациями, в результате которых к увеличению физической активности подключено более активное использование и строительство велодорожек. Были сформированы и реализованы требования для персонала как поддержка мер по осуществлению этого проекта. С помощью местного совета по вопросам здравоохранения через органы здравоохранения района сообществом распределены также финансовые ресурсы для развития физической соревновательной деятельности детей и молодежи.

В июле 2009 года руководство Департамента охраны и укрепления здоровья Новой Шотландии согласилось, чтобы еще раз поддержать инициативы партнерства в графстве через свою программу MPAL (Municipal Physical Activity Leadership – Лидерство Муниципальной Физической Активности). Программы MPAL предлагают стимулы для распределения затрат муниципалитетов, чтобы последние имели возможность нанять персонал для управления физической активностью населения. Пять муниципалитетов в графстве Pictou согласились принять участие в этой программе для распределения затрат на пятилетний период, чтобы иметь возможность вести деятельность инициативной группы Pictou County. Как часть соглашения разработан стратегический план на основе повышения физической активности в графстве Pictou.

В Ирландии за реализацию АФК на уровне правительства отвечает департамент транспорта, туризма и спорта (44). Совместно с Irish Sports Council (Ирландским советом по спорту) осуществляет управление и финансирование одной из программ по развитию АФК – Sports Capital Programme. Эта программа «Столица Спорта» нацелена на стимулирование комплексного и планового подхода к развитию спорта и физической возможности для отдыха по всей стране.

В частности, ее целями являются:

– оказание содействия добровольным и общественным организациям национальным руководящим органам (NGBs) спорта, местным органам власти и в некоторых случаях школам, чтобы создать высококачественные, безопасные, хорошо продуманные, устойчивые объекты в соответствующих местах, обеспечить соответствующим оборудованием, чтобы способствовать максимально широкому участию населения в спорте и физической рекреации, уделяя приоритетное внимание потребностям неблагополучных районов в предоставлении спортивных сооружений;

– поощрять многоцелевое использование местных, региональных и национальных спортивных сооружений клубов, общественных организаций и национальных органов управления спортом.

Результатом реализации этой программы в отношении развития АФК явилось создание CARA, National Adapted Physical Activity Centre (45) в партнерстве с рабочей группой по инклюзивной физической активности, физической культуре и спорту инвалидов Национального департамента Обучения и образования Центра обучения «Xcessible» Leisure Centre.

Инициатива финансировалась Министерством юстиции и равенства и координируется CARA. CARA работал с рядом местных партнерств в спорте (LSP), которые идентифицировали 24 центра досуга по всей стране для участия в специальных днях «Come and Try It» ( «Приходите и попробуйте «). В этот день каждый из этих центров открыл свои двери для людей с ограниченными возможностями бесплатно и представители должностных лиц спорта инвалидов (Sports Inclusion Disability Officers \LSP) запустили ряд интересных программ, например – адаптированная аква-аэробика, занятия велоспортом в тренажерном зале. В рамках дня центра CARA записаны мероприятия для целей разработки мультимедийных инструментов обучения, которая сейчас является частью ресурсов учебныого центра «Xcessible». При постоянной поддержке ILAM (который утвердил учебные ресурсы) и рабочей группы национальных учебных и образовательных ресурсов, CARA на примере «Xcessible» провел обучение до 50 центров досуга по всей стране и тем самым повысил осведомленность, что развлекательные центры готовы, имеют желание и возможность для интеграции людей с ограниченными возможностями» (45).

В Испании концепция применения средств и методов АФК имеет строго научное обоснование.

В работе одновременно принимают участие как лицензированные специалисты в области АФК, так и социальные работники, специалисты по семейной медицине, прежде всего, подготовленный средний медперсонал, а также врачи, осуществляющие постоянный контроль.

По схожей схеме с теми же приоритетами реализуются основные направления АФК и во Франции, где созданы многочисленные профессиональные ассоциации специалистов в области АФК и непрерывная система обучения и повышения квалификации с использованием современных методов дистантного обучения и сопровождения обучающихся (46, 47, 48, 49). Приоритет в деятельности этих организаций – вовлечение в АФК широких масс с проведением фестивалей и праздников спортивной направленности, как на уровне департаментов, так и отдельных районов и муниципалитетов. Следует отметить постоянный контроль за качеством профессиональной деятельности самих специалистов со стороны государственных органов здравоохранения и четкую регламентацию деятельности законами (50), несмотря на значительную нехватку специалистов в области двигательной рекреации.

Таким образом, важнейшим направлением и приоритетом применения средств и методов АФК в странах Евросоюза и США являются приоритетные направления профилактики инвалидности, а также максимальное вовлечение в двигательную активность самых широких слоев населения, чему имеются научное обоснование и пролонгированные планы с партнерским государственным и спонсорским софинансированием под контролем государственных федеральных органов.

Одним из успешных примеров осуществления государственной системы управления адаптивной физической культурой и спортом инвалидов является Украина. Начавшееся в стране в 1989 году создание клубов спортивной, физкультурной и оздоровительной направленности послужило основой для структурирования всего инвалидного спорта на национальном уровне.

Функции национального паралимпийского комитета выполняет Национальный комитет спорта инвалидов Украины (51)

В настоящее время государством реализуется целевая комплексная программа «Физическое воспитание – здоровье нации» посредством деятельности Украинского и региональных центров физической культуры и спорта инвалидов «Инваспорт», которыми осуществляется курация по трем основным направлениям инвалидного спорта: паралимпийского, сурдолимпийского и специального олимпийского. Локальными подразделениями, реализующими работу на местах являются 27 региональных центров «Инваспорт» – всего действуют 109 отделений в городах и областных центрах, 174 физкультурно-спортивных клубов для инвалидов и 27 детско-юношеских спортивных школ для инвалидов. Спортивные секции 27 видов спорта регулярно посещают свыше 50 тысяч инвалидов и 22 тысячи детей школьного возраста. Ежегодно в Украине проводятся не менее 250 чемпионатов и кубков 19 видов спорта среди инвалидов различных нозологий (52)

Материальное обеспечение подготовки спортсменов с ограниченными возможностями выделяется из госбюджета, высокий уровень подготовки и успешный опыт воплощения программ в практику не однократно отмечался специалистами на международном уровне, при том, что уровень государственного финансирования значительно ниже, чем в странах – лидерах паралимпийского движения (53).

Примером успешной региональной практики в области адаптивного спорта является функционирование Луганского Региональногог центра по физической культуре и спорту инвалидов. Индикатором работы на уровне региона является тотальный учет лиц с инвалидностью, проживающих на территории ответственности. Данная информация находится в открытом доступе и формируется совместно Департаментом образования и науки, моподежи и спорта ЛОГА по данным статистики детей с инвалидностью в школах Луганской области, а также Управлением образования и науки Луганского городского совета по данным статистики детей с инвалидностью в общеобразовательных школах города Луганска (52). Подобная практика позволяет адресно осуществлять процесс финансирования и контроль за воплощением государственных программ по развитию адаптивного спорта на местах.

Кроме того, на базе регионального центра регулярно проводится отбор среди людей с ограниченными физическими возможностями для тренировок и участия в соревнованиях различных уровней по многим видам адаптивного спорта (52).

Таким образом, благодаря системной организационной и практической работе Национального комитета спорта инвалидов Украины, Украинского центра физической культуры и спорта инвалидов «Инваспорт» и спортивных федераций различных нозологий за относительно короткий период времени удалось добиться успеха в продвижении всех составляющих адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Украине.
Справка
Регистрация нового пользователя
Логин (мин. 3 символа)
Пароль (мин. 6 символов)
Подтверждение пароля
Адрес e-mail
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Телефон
У Вас появится персональный менеджер.
Кодовое слово

Если у Вас уже есть логин и пароль - авторизуйтесь

* Нажимая на кнопку «Регистрация», я даю согласие на обработку персональных данных