(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30
Узнать о системе больше

Живые свидетели

  • Ада Полякова
    16 авг. 2011 г., 19:47
    Налоговики овладели приемами обвинения в "непроявлении должной осмотрительности" так хорошо, что писать решения по налоговым проверкам стали по шаблонам: меняя только наименования, фамилии и цифры. И так было бы до сих пор, если бы не Муромский стрелочный завод и постановление Президиума ВАС РФ N 18162/09, которое стало поворотным в судебной практике по "однодневкам".

    Завод обратился в ВАС РФ, чтобы отстоять свое право на вычеты по НДС по эпизодам с "однодневками". По результатам налоговой проверки ФНС сделала вывод о неправомерном применении налоговых вычетов на основании счетов-фактур, которые содержат недостоверные сведения и подписаны неуполномоченными лицами. Доказательства реальности поставки у Муромского завода были, но нижестоящие арбитражные суды пришли к выводу о том, что реальность поставок не является определяющим условием для предъявления НДС к вычету. Главное - соответствие счетов-фактур требованиям пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.

    Основными доказательствами налоговиков явились протоколы допроса свидетелей - директоров контрагентов, которые отрицали свою причастность к деятельности компании-контрагента, а также результаты почерковедческой экспертизы.

    На основании этих доказательств судами был сделан вывод о подписании счетов-фактур неустановленными лицами и нарушении требований ст. 169 НК РФ. ВАС РФ поддержал налогоплательщика, и это стало первым прецедентом, когда налогоплательщик использовал закон и сумел переломить такие "железные" доказательства налоговиков, как экспертиза подписей и свидетельские показания директоров, не имеющих отношения к деятельности организаций.

    C момента появления знакового постановления ВАС налоговики стали проигрывать в судах по делам с "однодневками". Пришло время менять старые отработанные шаблоны решений по налоговым проверкам. В мае ФНС России выпустила письмо N СА-4-9/8250, в котором дала методические рекомендации, как работать налоговикам в новых условиях. В письме ФНС России указывает, что теперь налоговикам предстоит доказывать как факты неведения реальной деятельности контрагентом, так и факты несовершения конкретных хозяйственных операций налогоплательщиком. При этом сбору доказательств о конкретных хозяйственных операциях налогоплательщика будет уделяться "первостепенное значение".

    Какими доказательствами следует запастись предпринимателям, чтобы подтвердить реальность хозяйственных операций при налоговой проверке и в суде, если, конечно, потребуется?

    Документы перевозчика - "живого" свидетеля наличия товара, имеют большое значение, потому что доказывают реальность хозяйственных операций. Есть решения арбитражных судов, в которых судьи прямо указывают, именно транспортная накладная подтверждает реальность хозяйственных операций.

    Транспортная накладная - основной перевозочный документ, который регулирует отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза. Накладная сопровождает груз на всем пути его следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом. С железнодорожными и авианакладными все просто: ни у налоговиков, ни у судов обычно нет сомнений в их подлинности. А вот с наиболее распространенным автомобильным транспортом все по-другому: при перевозке автомобильным транспортом используется товарно-транспортная накладная.

    Новая форма транспортной накладной утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Она содержит 17 пунктов, в которых в том числе указываются данные о наименовании груза, грузоотправителе, грузополучателе, в том числе ФИО водителей, информация о транспортном средстве и его регистрационном номере, то есть те сведения, которые можно проверить. Налоговики это знают и делают такие проверки. Есть решения судов, где было доказано, что в накладных указаны автотранспортные средства с несуществующими номерами либо фамилии вымышленных водителей. Предприниматели должны учитывать эти нюансы при ведении своего бизнеса.