Курс ЦБ на 28 марта 2024 года
EUR: 100.27 USD: 92.5919 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Учет кассовых операции при наличии большого количества касс

  • им84003
    28 июня 2011 г., 11:10
    Управляющая организация в сфере ЖКХ осуществляет прием платежей населения за жилищно-коммунальные и иные услуги через организованные операционные кассы. Ведутся кассовые книги по каждой кассе. Выручка инкассируется непосредственно из этих касс, расположенных в разных концах города, через службу инкассаторов сразу в банк. Просим для учетной политики сформулировать и обосновать ведение учета именно так.
  • Зоя Михайловна
    28 июня 2011 г., 12:02
    Но, "каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу"! (п. 23 порядка ведения кассовых операций)
  • Ада Полякова
    28 июня 2011 г., 12:34

    им84003 пишет:
    Просим для учетной политики сформулировать и обосновать ведение учета именно так.



    Нашла интересную консультацию по этой теме, правда, для торговых предприятий:

    Кассовая дисциплина в организациях торговли

    [B]Практическая бухгалтерия [/B]

    [I]Обособленные подразделения на отдельном балансе [/I]

    Прямых указаний на порядок ведения кассовой книги в таких обособленных подразделениях нормативные документы не содержат. Автору консультации удалось найти Письмо Главного управления ЦБ по Санкт-Петербургу от 15.05.2006 № 27-1-14/4387, где описаны правила ведения кассовой книги на предприятиях, обособленные структурные подразделения которых выделены на отдельный баланс и имеют счета в банках: для учета поступлений наличных денег в кассу и выдач их из кассы обособленные подразделения могут вести самостоятельные кассовые книги. Основание: абз. 5 п. 2.5 Положения № 14-П, повествующий о возможности установления таким филиалам (обособленным подразделениям) лимита остатка наличных денег в кассе обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений. По мнению автора, названный пункт только косвенно указывает на возможность ведения самостоятельной кассовой книги обособленными подразделениями на отдельном балансе, поэтому порядок кассового документооборота следует описать в учетной политике торговой организации.

    [I]Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс [/I]

    Приведем порядок организации кассовой работы предприятия, имеющего обособленные структурные подразделения (не выделенные на отдельный баланс и не имеющие счетов в банках), предложенный департаментом наличного денежного обращения Банка РФ. Надо отметить, что чиновники не балуют нас разъяснениями по данному вопросу. Так, ФНС направила Письмо ЦБ РФ от 11.12.2008 № 29-1-1-11/7735 о порядке ведения кассовой книги в нижестоящие налоговые органы (Письмо от 19.01.2009 № ШС-22-2/28@). Согласно указанному письму обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения, должны вести в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги: первый – остается в обособленном подразделении, второй – вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию. При этом передача отчета кассира в организацию может осуществляться в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства РФ. В таком случае передача отчета кассира на бумажном носителе с прилагаемыми кассовыми и подтверждающими документами осуществляется в соответствии с утвержденными в организации правилами документооборота. В организации на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, оформляются приходный и расходный кассовые ордера и производятся записи в кассовой книге. Под фразой «передача отчета в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства РФ», по мнению автора, следует понимать передачу информации согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, в силу п. 3 ст. 11 названного закона электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью (исключение: если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами устанавливается требование о составлении какого-либо документа на бумажном носителе).

    Для справки: в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., а на организацию – от 40 000 до 50 000 руб.

    Следуя порядку организации кассового документооборота, описанному в письме ЦБ РФ, предприятия торговли соблюдают норму законодательства о единстве кассовой книги в организации. Но за кадром остается вопрос: кто должен расписываться в ПКО и РКО на итоговые суммы наличных денег, отраженные во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения?

    Рассмотрим такую ситуацию: структурное подразделение торговой организации ежедневно инкассирует выручку в банк (оставляя в кассе денежные средства в пределах установленного лимита). Второй экземпляр отчета кассира отправляет в головную организацию в электронном виде. Кассир головного офиса составляет приходный ордер в размере итоговых сумм наличных денег (которых практически не видел), кроме того, отражает в учете передачу выручки в банк и расписывается в приходных и расходных кассовых ордерах несмотря на то, что указанные денежные средства не получает и не выдает.

    Другой вопрос: каким образом организовать нумерацию приходных и расходных кассовых ордеров в обособленных подразделениях в порядке возрастания (с учетом требования нормативных документов)? В случае ежедневной передачи отчета кассира в электронном виде нумерация будет происходить в режиме настоящего времени и иметь сквозной характер, это соответствует Порядку ведения кассовых операций. А если у торговой организации нет возможности передавать отчет кассира в электронном виде или на бумажном носителе ежедневно?

    На практике некоторые торговые организации используют следующее: в каждом обособленном подразделении заводится отдельный раздел кассовой книги (повторимся, что в учетной политике организации должен быть детально описан подобный порядок). Кассир самостоятельно выписывает расходные и приходные кассовые ордера, присваивая им специальную нумерацию (например, дробный номер с указанием в числителе условного наименования обособленного подразделения, а в знаменателе порядковый номер в этом обособленном подразделении). Право ведения кассовой книги таким образом косвенно подтверждается наличием на ее титульном листе строки «структурное подразделение». В конце месяца (или в периоде, установленном внутренним распоряжением) данный раздел кассовой книги передается в головной офис, где и происходит формирование единой кассовой книги.

    Кроме того, существует способ ведения кассовой книги с заранее зарезервированным диапазоном номеров кассовых документов для обособленных подразделений. По мнению автора, этот способ неудобен с технической точки зрения при наличии нескольких структурных подразделений. Может возникнуть путаница опять же со сквозной нумерацией приходных и расходных кассовых ордеров.

    Итак, проведя анализ нормативных документов, приходим к выводу, что порядок ведения кассовых операций в торговых организациях, имеющих обособленные подразделения, в настоящее время не урегулирован в должной мере. Вопросы возникают при отражении операций в кассовой книге, нумерации кассовых ордеров, постановке подписей в кассовых документах. Поэтому во избежание получения замечаний от контролирующих органов предприятия торговли должны организовать документооборот с учетом специфики именно своей организации (причем данный порядок рекомендуется согласовать с обслуживающим банком).

    К сведению: способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

    дата консультации - 28.06.2010
  • ЖП05013
    28 июня 2011 г., 16:39
    Здравствуйте. У нас финансирование происходит с нескольких источников: бюджет, ОМС, предпринимательская деятельность, сколько должно быть кассовых книг?
  • Зоя Михайловна
    29 июня 2011 г., 8:23

    ЖП05013 пишет:
    Здравствуйте. У нас финансирование происходит с нескольких источников: бюджет, ОМС, предпринимательская деятельность, сколько должно быть кассовых книг?


    В том-то и дело, что одна!